22
Елькина Ирина Юрьевна
Московский университет им. С.Ю. Витте
Изучение факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением с применением дистанционных образовательных технологий
Елькина И.Ю. Изучение факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 192-197. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197
УДК: 378:004
Дата приема статьи в публикацию: 19.03.2022
Аннотация: В эпоху бурного развития образовательных технологий информатизация процесса обучения стала одним из самых востребованных направлений образовательной деятельности, поэтому особое значение приобретает изучение условий, позволяющих обеспечить построение электронного образовательного пространства, способного успешно интегрироваться в образовательный процесс и обеспечить его эффективность. Статья посвящена описанию результатов эмпирического исследования связей между характеристиками электронной информационно-образовательной среды и удовлетворенностью студентов учебной деятельностью. В исследовании приняли участие 217 студентов Московского университета им. С.Ю. Витте, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий. Математическая обработка полученных данных показала наличие статистически значимой связи удовлетворенности студентов учебной деятельностью с позицией педагога, соответствием обучения ожиданиям студентов, а также качеством обратной связи. Автором предложены педагогические приемы, позволяющие организовать обучение, центрированное на интересах и возможностях студентов, а также повысить уровень удовлетворенности обучением в условиях информационно-образовательной среды. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования обучения, организованного с применением дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, дистанционные образовательные технологии, удовлетворенность обучением, образовательный контент, обратная связь, студентоцентрированное обучение.
Список литературы: Елизаров А.М., Елизарова Р.У. Использование информационно-коммуникационных технологий в электронном обучении в странах СНГ // Информационное общество. 2016. № 4–5. С. 92–103. Елькина И.Ю. Реализация идей студентоцентрированного обучения в условиях применения дистанционных образовательных технологий // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 1 (34). С. 33–38. DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-33-38 Иванова Л.Б., Сокол Н.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в создании учебного контента // Сборник конференции НИЦ «Социосфера». 2020. № 1. С. 18–22. Комиссарова О.А. Проблема перестройки эмоциональной сферы личности первокурсников в период вузовской адаптации // Образовательные ресурсы и технологии. 2021. № 1 (34). С. 39–43. DOI: 10.21777/2500-2112-2021-1-39-43. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 122–128. Рыбакова Н.А. Проблемы самоактуализации субъектов образовательного процесса вуза в условиях онлайн-обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). С. 54–61. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-54-61. Almaiah M.A., Alyoussef I.Y. Analysis of the effect of course design, course content support, course assessment and instructor characteristics on the actual use of e-learning system. IEEE Access, 2019, vol. 7. DOI: 10.1109/ACCESS.2019.2956349 Bangert A.W. The Development and Validation of the Student Evaluation of Online Teaching Effectiveness. Computers in the Schools, 2008, vol. 25, pp. 25-47. DOI: 10.1080/07380560802157717 Berniak-Wozny J., Rataj M., Plebanska M. The Impact of Learning Mode on Student Satisfaction with Teaching Quality: Evaluation of Academic Staff Teaching before and during Covid-19. European Research Studies Journal, 2021, vol. 24 (3B), pp. 722-738. DOI: 10.35808/ersj/2497 Pennington C.R. et al. Transitioning in higher education: An exploration of psychological and contextual factors affecting student satisfaction. Journal of Further and Higher Education, 2018, vol. 42 (5), pp. 596–607. DOI: 10.1080/0309877X.2017.1302563 Pham L. et al. Does e-learning service quality influence e-learning student satisfaction and loyalty? Evidence from Vietnam. International Journal of Educational Technology in Higher Education, 2019, vol. 16 (7). DOI: 10.1186/s41239-019-0136-3 Simsek U., Turan I. Social studies teachers and teacher candidates’ perceptions on prompt feedback and communicate high expectations. PEOPLE: International Journal of Social Sciences, 2017, vol. 3 (1), pp. 332-345. DOI: 10.20319/pijss.2017.31.332345
Информация об авторе: Елькина Ирина Юрьевна, кандидат психологических наук, Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва, elkina.i.u@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7899-8400