24
Екатеринина Мария Валентиновна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Ярославский медицинский колледж
Особенности учебной мотивации студентов-медсестер очно-заочной формы обучения
Екатеринина М.В. Особенности учебной мотивации студентов-медсестер очно-заочной формы обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 205–214. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-205-214
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-205-214
УДК: 61:377.5
Дата приема статьи в публикацию: 19.03.2022
Аннотация: В статье представлен анализ работ отечественных и зарубежных ученых о мотивации учебной деятельности взрослых студентов в зависимости от формы обучения (очная, заочная). Изучены ее особенности у студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» в медицинском колледже. Впервые в данном исследовании по отношению к проблеме мотивации учебной деятельности студентов-медиков была реализована методология структурно-психологического анализа. С позиций данной методологии установлено, что в ходе профессиональной подготовки студентов-медиков имеют место закономерные, детерминированные как процессом обучения, так и субъектными факторами перестройки мотивационной сферы личности студентов. Эти трансформации характеризуют не динамику отдельных мотивов, а их целостных структур. Обнаружено, что динамика мотивационной сферы является достаточно глубинной, приводящей к структурным изменениям этой сферы, то есть происходит качественная перестройка мотивационной сферы личности. Как следствие этих качественных трансформаций имеет место и закономерная динамика степени структурной организованности – интегрированности мотивационной сферы личности. Выявлено снижение степени структурированности мотивационной сферы студентов к концу обучения, то есть происходит кардинальная переориентация на собственно профессиональную деятельность.
Ключевые слова: взрослые студенты, медицинские сестры, медицинский колледж, среднее профессиональное образование, мотивация, профессиональная деятельность, учебная деятельность.
Список литературы: Андриенко О.А. Актуальные проблемы образования взрослых // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 25–28. Гордиенко М.Г. Взрослые студенты в европейском пространстве высшего образования // Образование и наука. 2013. № 4 (103). С. 133–143. Карпов А.А. Взаимосвязь общих способностей и метакогнитивных качеств личности: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2013. 205 с. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. Москва: Юристъ, 1998. 434 с. Карпов А.А. Структура метакогнитивной регуляции управленческой деятельности: монография / Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2018. 784 с. Карпова Е.В. Новая методика комплексной диагностики мотивации учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер.: Психологические науки: Акмеология образования. 2005. Т. 11. Вып. 3. С. 107–112. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. Ярославль: ЯГПУ, 2007. 570 с. Карпова Е.В., Афанасьева А.С. Анализ значимых различий учебной мотивации, стилей саморегуляции, мотивации достижений у студентов разных форм обучения // Казанская наука. 2016. № 10. С. 160–163. Карпова Е.В., Екатеринина М.В. Специфика субъектных детерминант процесса профессионализации медицинских сестер // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 3 (53). С. 98–107. Медведева С.А., Дручинина К.А. Динамика развития учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов разных форм обучения // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3, № 3. С. 13–18. Мухина М.В., Каткова О.В., Мухина Е.С., Романов В.В. Особенности мотивации студентов педагогического вуза заочной формы обучения // Мир науки: интернет-журнал. 2018. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN618.pdf (дата обращения: 25.09.2021) Agricola B.T., Blind P., Traas E. Differences in regulation and efficiency of learning between traditional and non-traditional students. Social Cosmos, 2012, № 3, pp. 153-169. URL: https://www.researchgate.net/publication/261071567_Differences_in_ regulation_and_efficiency_of_learning_between_traditional_and_non-traditional _students (дата обращения: 07.09.2021) Bye D., Pushkar D., Conway M. Motivation, Interest, and Positive Affect in Traditional and Nontraditional Undergraduate Students. Adult Education Quarterly, 2007, vol. 57, № 2, pp. 141–158. DOI: 10.1177/0741713606294235 Gurrutxaga Ugarte I.M. Responsibility in nursing care: placing the patient at the center. Revista de Enfermagem Referência, 2018, Série IV, № 17, pp. 161–168. DOI: 10.12707/RIV17108 Hutchinson D., Brown J., Longworth K. Attracting and maintaining the Y Generation in nursing: a literature review: Attracting and maintaining the Y generation in nursing. Journal of Nursing Management, 2012, 20 (4), pp. 444–450. DOI: 10.1111/j.1365-2834.2011.01203.x Johnson M. Student motivation – Traditional vs. nontraditional college students. In: R. Summers, C. Golden, L. Lashley, & E. Ailes (Eds.), Essays in Developmental Psychology. 2020. URL: https://www.assessmentpsychologyboard.org/edp/ (дата обращения: 07.09.2021) Lake E.T., de Cordova P.B., Barton S., Singh S., Agosto P.D., Ely B., Roberts K.E., Aiken L.H. Missed nursing care in pediatrics. Hospital Pediatrics, 2017, № 7, pp. 378–384. DOI: 10.1542/hpeds.2016-0141 Młynarska A., Krawuczka A., Kolarczyk E., Uchmanowicz I. Rationing of Nursing Care in Intensive Care Units. International Journal of Environmental Research and Public Health Article, 2020, 17(19):6944, pp. 1-13. DOI:10.3390/ijerph17196944 Raymond J., Medves J., Godfrey C. Perspectives on Patient Safety Among Practical Nursing Students. Canadian Journal of Nursing Research, 2016, vol. 48, № 2, pp. 41–47. DOI: 10.1177/0844562116664260 Schramm Tobias J.T. Burnout am Arbeitsplatz von Krankenschwestern und Krankenpflegern in Bayern. Eine empirische Untersuchung Inaugural-Dissertation zur Erlangung des akademischen Grades eines Doktors der Philosophie (Dr. phil.) an der Europa-Universität Viadrina Frankfurt (Oder) vorgelegt von Tobias J.T., Schramm M.A., B.A. Wirtschaftspsychologe. Frankfurt/Oder, 2016, 440 pp. URL: https://opus4.kobv.de/opus4-euv/frontdoor/deliver/index/docId/214/file/Dissertation +Tobias+Schramm.pdf (дата обращения: 11.09. 2021).
Информация об авторе: Екатеринина Мария Валентиновна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Ярославский медицинский колледж, Ярославль, Россия, ekaterinina.m@yandex.ru