4
Богословский Владимир Игоревич
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Жукова Татьяна Анатольевна
Финансовый университет при Правительстве РФ, НИТУ «МИСиС»
Клетнова Инна Евгеньевна
Самарский государственный социально-педагогический университет
Технология проектного обучения в формировании рефлексии у студентов в процессе изучения русского языка как иностранного в высшей школе
Богословский В.И., Жукова Т.А., Клетнова И.Е. Технология проектного обучения в формировании рефлексии у студентов в процессе изучения русского языка как иностранного в высшей школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 27-36. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-27-36
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-27-36
УДК: 811.161.1:378
Дата приема статьи в публикацию: 23.03.2022
Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования рефлексии у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения русского языка как иностранного на основе технологии проектного обучения. Представлен теоретический анализ понятий «рефлексия», «технология проектного обучения», «проектная деятельность», «проект». Описывается технология формирования рефлексивной деятельности студентов в процессе изучения русского языка как иностранного в рамках реализации группового информационного проекта: на подготовительном этапе осуществляется формирование рефлексии обучающимися себя и собственной деятельности, на практическом этапе – рефлексии участников взаимодействия, на заключительном этапе – рефлексии обучающимися совместной деятельности. Приведен пример информационного группового проекта «В городе Самаре интересно жить и учиться!».
Ключевые слова: рефлексия, технология проектного обучения, групповой информационный проект, обучение русскому языку как иностранному, иностранные студенты высшего учебного заведения.
Список литературы: Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (базовый уровень). 4-е изд. М.; СПб., 2009. 256 с. Догодкина Я.C. Методика организации проектной деятельности // Географическая наука, туризм и образование: современные проблемы и перспективы развития: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 96–101. Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Конструктивно-функциональные основы моделирования продуктивной иноязычной текстовой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. Санкт-Петербург, 2008. 350 с. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. М., 2002. 95 с. Князева В.А., Соловьева К.С. Тенденции и закономерности инновационного развития системы высшего образования на региональном уровне // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 350–354. Колоскова Т.А., Тупицына Е.Ю. Педагогические технологии как средство формирования интринсивной мотивации на уроках русского языка // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2021. № 2. С. 13–19. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М., 2007. 352 с. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю.П. Дубенского. Омск, 2005. 59 с. Леонтьева Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Будько А.Ф., Пониматко А.П. М., 2015. 234 с. Лысенко В.Г. Концептуальные основы опережающей профессиональной подготовки для социально-экономического развития региона // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 97–103. Мазур И.И. Управление проектами. М., 2005. 655 с. Попова Н.А. К вопросу об актуальности внедрения технологии проектного обучения в вузе // Перспективные направления взаимодействия бизнеса, образования и культуры: материалы Всерос. науч.-исслед. конф. 2020. С. 78–81. Пьянкова Г.С. Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. 125 с. Сальная Л.К. Рефлексия в педагогической практике // Известия ЮФУ. 2010. № 10. С. 119–123. Шадриков В.Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии способностей учащихся // Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 4. С. 133–144. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Саратов, 2007. 37 с. Щедровицкий Г.П. Мышление – Понимание – Рефлексия. М., 2005. 800 с. Blumenfeld P.C. Motivating project-based learning: sustaining the doing, supporting the learning. Educational Psychologist, 1991, 398 p. Hole S. Reflection is at the heart of practice. Supporting New Teachers, 1999, 56 (8), pp. 34-37. Holm M. Project-based instruction: A Review of the Literature on Effect iveness in Prekindergarten through 12th Grade Classrooms. Rivier academic journal, 2011, 7 (2), pp. 1-13. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook. A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. 2nd ed., rev. Novato, 2003. Mezirow J. Fostering critical reflection in adulthood. A guide to transformative and emancipatory learning. San Francisco-Oxford, 1991, 416 p. Thomas G. How to do your research project. Sage Publications Inc., 2009, 254 p.
Информация об авторе: Богословский Владимир Игоревич, доктор педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, vib0705@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0001-7071-244X
Информация о соавторе: Жукова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, Финансовый университет при Правительстве РФ, НИТУ «МИСиС», Москва, Россия, tatianazhu@mail.ru, https//orcid.org/ 0000-0002-2184-4814
Информация о соавторе: Клетнова Инна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия, maxwell.in@yandex.ru, https//orcid.org/ 0000-0003-2165-1745