18
Байкова Лариса Анатольевна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Матвеев Роман Евгеньевич
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе
Байкова Л.А., Матвеев Р.Е. Проблемы психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности обучающихся в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 155-162. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-155-162
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-155-162
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 19.04.2022
Аннотация: В данной статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования проблем психолого-педагогического сопровождения формирования информационно-психологической безопасности личности обучающихся и укрепления их социального здоровья в условиях интенсивной включенности детей и молодежи в открытое информационное интернет-пространство. Авторами уточнено определение понятия информационно-психологической безопасности как личностного новообразования, обоснована диалектическая взаимосвязь социального здоровья и информационно-психологической безопасности личности и определены критерии ее сформированности в юношеском возрасте. Представлены результаты диагностики личностных особенностей обучающихся вузов в возрасте 17–19 лет, являющихся личностными детерминантами формирования информационно-психологической безопасности личности.
Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность личности, открытое информационное интернет-пространство, интернет-зависимость, социальное здоровье личности, самоактуализация, социально-психологическая адаптированность, ценностные ориентации, психолого-педагогическое сопровождение.
Список литературы: Байкова Л.А. Психология здоровья: социальное здоровье детей и молодежи: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М., 2019. 216 с. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25, № 1. С. 90–100. URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/voyskunskiy/voyskunskiy_2004.pdf (дата обращения: 19.11.2021). Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998. 125 с. URL: http://licman.narod.ru/books/psychology/01/gratchov.htm (дата обращения: 19.11.2021). Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 4 (82). С. 75–81. URL: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2009&issue=4&article_id=1327 (дата обращения: 19.11.2021). Костюк А.В., Примакин А.И. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti-problemy-i-podhody (дата обращения: 19.11.2021). Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2011. № 6. URL: http: //medpsy.ru (дата обращения: 19.11.2021). Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11882 (дата обращения: 19.11.2021).
Информация об авторе: Байкова Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, l.baykova@365.rsu.edu.ru, https//orcid.org/0000-0003-2093-1139
Информация о соавторе: Матвеев Роман Евгеньевич, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, r.matveev@365.rsu.edu.ru