21
Савельева Людмила Александровна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Кашапов Мергаляс Мергалимович
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Савельева Марина Ивановна
Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования
Оценка когнитивных факторов и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания на разных уровнях медицинского образования
Савельева Л.А., Кашапов М.М., Савельева М.И. Оценка когнитивных факторов и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания на разных уровнях медицинского образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 160-166. doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-160-166
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-160-166
УДК: 378: 61
Дата приема статьи в публикацию: 03.08.2021
Аннотация: Последовательное прохождение обучения по программам специалитета и ординатуры является важным этапом становления молодого врача. Лечебная деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. Синдром эмоционального выгорания является не только результатом нервно-психического напряжения, а следствием неуправляемого стресса. Целью исследования было определить характер влияния стилей мышления, типов мышления и уровня креативности на факторы когнитивного оценивания как предикторов развития синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам высшего образования (программе специалитета и ординатуры). На выборке из 330 обучающихся и 50 врачей контрольной группы произведена оценка таких когнитивных факторов, как стиль и тип мышления, а также факторов когнитивного оценивания и их взаимосвязей с синдромом эмоционального выгорания. В результате исследования обнаружено, что у обучающихся, как и у врачей, доминировал практический стиль мышления; ординаторы чаще используют комбинированный, студенты – образный и врачи – знаковый тип мышления; более высокие показатели креативности отмечены у ординаторов над врачами. В целом обучающиеся по программам специалитета и ординатуры испытывают меньше трудностей по большинству факторов когнитивного оценивания. Корреляционный анализ показал: у студентов – наличие прямых связей средней силы между знаковым типом мышления и «сильными эмоциями», эмоциональной отстраненностью и «перспективой будущего»; у ординаторов – наличие прямых и обратных связей очень слабой и слабой силы, которыми можно пренебречь. Однако для оценки влияния того или иного фактора на развитие синдрома эмоционального выгорания у обучающихся врачебной специальности требуется в дальнейшем проведение факторного анализа.
Ключевые слова: выгорание, мышление, стиль мышления, тип мышления, когнитивное оценивание, субъект, системно-субъектный подход.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (проект № 20-313-90049)
Список литературы: Белоусова А.К. Стиль мышления: учеб. пособие / Белоусова А.К., Пищик В.И. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. 168 c. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание и стратегии совладания в трудных жизненных ситуациях: дис. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2007. 209 с. Битюцкая Е.В. Когнитивное оценивание трудной жизненной ситуации с позиций деятельностного подхода А.Н. Леонтьева // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2013. С. 40–56. Бойко В.В. Энергия эмоций: Эмоции в общении. Эмоции в проявлениях личности. Созидающая и разрушающая сила эмоций. Методики для изучения эмоций. М.: Питер, 2004. 473 с. Ганзен В.А., Малышев К.Б., Огинец Л.В. Профиль мышления // Практикум по психологии профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2001. С. 159–164. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л., Кашапов А.С., Отставнова И.В. Ресурсность мышления как средство реализации творческого потенциала личности // Интеграция образования. 2017. Т. 21, № 4. С. 683–694. Малышев К.Б. Изучение мышления с помощью многомерного типологического подхода // Ярославский педагогический вестник. 2014. Т. 2. № 2. С. 218–222. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 1, С. 120–132. Сергиенко Е.А. Субъективный и хронологический возраст человека // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 30. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 13.05.2018) Чумакова Г.А, Бабушкин И.Е., Бобровская Л.А., Смагина И.В., Макашев С.Н. Синдром выгорания медицинских работников // Материалы заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов (АКНОК), Барнаул, 2005. URL: http://card-cgb.narod.ru/materials/sev.htm. Belousova A.K. Development of a Personal Potential in Collaborative Thinking Activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 5th ICEEPSY International Conference on Education & Educational Psychology, 2015, vol. 171, pp. 987–994. Belousova A. Style of thinking as a factor of variable cognitive education. Procedia - Social and Behavioral Sciences. LUMEN 2014. SKOPUS - From Theory to Inquiry in Social Sciences, Iasi. Romania, 2014, vol. 149, pp. 97–101. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y., Springer Publishing Co, 1984, 456 p
Информация об авторе: Савельева Людмила Александровна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, lsavelyeva@rambler.ru. https://orcid.org/0000-0001-6186-7941
Информация о соавторе: Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, smk007@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1968-090X
Информация о соавторе: Савельева Марина Ивановна, доктор медицинских наук, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва, Россия, marinasavelyeva@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2373-2250