4
Писаревская Маргарита Анатольевна
Новороссийский филиал Пятигорского государственного университета
Отношение студентов вуза к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса
Писаревская М.А. Отношение студентов вуза к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 26-32. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-26-32
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-26-32
УДК: 378:004.41
Дата приема статьи в публикацию: 01.08.2021
Аннотация: В статье обсуждается проблема отношения студентов вузов к дистанционному обучению в условиях распространения коронавируса. В ней описаны результаты исследования, основная цель которого – показать, как меняется отношение обучающихся к условиям получения образования в дистанционном формате. В статье указывается, что дистанционное обучение стало вынужденной формой подготовки студентов в связи с пандемией и повсеместно ведённого локдауна в апреле 2020 года. К дистанционному обучению не были подготовлены ни преподаватели, ни студенты, это вызвало негативное отношение к образовательному процессу, что не могло не сказаться на его результатах. В статье даётся понятие дистанционного обучения, кратко описывается его история, рассматриваются преимущества и недостатки. Приводятся результаты анкетирования студентов в мае 2020 года и в мае 2021 года с целью выяснения изменения их отношения к дистанционному обучению. Анализ анкетирования показал, что для многих студентов адаптация к дистанционному обучению проходила достаточно сложно. Большинство опрошенных студентов отдавали предпочтение традиционному контактному обучению и с большими проблемами и нежеланием обучались в дистанционном формате, что имеет как субъективные, так и объективные причины. В мае 2021 года было проведено повторное анкетирование студентов, показавшее значительные изменения за прошедший год в отношении к дистанционным технологиям. Несмотря на то, что для студентов остаётся высокой ценность ежедневного контакта с преподавателями и однокурсниками, ими не отрицается возможность обучаться дистанционно. Результаты исследования показывают, что освоение студентами навыков дистанционного обучения влияет на отношение к нему. В статье описаны условия эффективности дистанционного обучения в современных реалиях образования.
Ключевые слова: дистанционное обучение, студенты вуза, образование в условиях пандемии, достоинства и недостатки дистанционного обучения, трудности адаптации, условия эффективности дистанционного обучения, электронно-информационная образовательная среда.
Список литературы: Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100 (дата обращения: 02.04.2021). Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus: электронный научно-публицистический журнал. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 5.08.2021). Вишневская О.Н., Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74–82. URL: https:// doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82 (дата обращения: 05.05.2021). Кувшинова Е.Е. Дистанционное обучение в условиях кризиса 2020 (на примере Финансового университета при Правительстве РФ) // Современное педагогическое образование. 2020. № 4. С. 8–15. Пеккер П.Л. Дистанционное обучение: опыт университетов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6-2. С. 88–93. Писаревская М.А. Обучение студентов аудированию на английском языке с использованием социальных сетей // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 1 (50). С. 202–209. Преснякова М. Дистанционное обучение: суть, терминология и особенности // Центр дистанционного образования в России, 19 ноября 2020 г. URL: https://vuz24.ru/news/o-distantsionnom-obrazovanii/ (дата обращения: 04.05.2021). Рогозин Д. Угрозы и возможности дистанционного образования: опрос преподавателей вузов // ТрВ-Наука. URL: https://trv-science.ru/2020/06/ (дата обращения: 04.05.2021). Собянин Ф.И., Ирхина И.В., Кондаков В.Л., Умарова Б.Ж., Нариманова Ж., Ковалева Р.Е. Дистанционное обучение в период пандемии: за и против // Современные проблемы науки и образования (электронный научный журнал). 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ (дата обращения: 04.05.2021). Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020): (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.05.2021). Krishnamurthy S. The future of businesseducation: A commentary in the shadow of the Covid-19 pandemic. Journal of Business Research, 2020, vol. 117, pр. 1–5. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.05.034 7 (access date: 04.05.2021). Surma T., Kirschner P. Technology enhanced distance learning should not forget how learning happens. Computers in Human Behavior, 2020, vol. 110, September. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2020.106390 (access date: 04.05.2021).
Информация об авторе: Писаревская Маргарита Анатольевна, кандидат педагогических наук, Новороссийский филиал Пятигорского государственного университета, Новороссийск, Россия, pimar2007@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-2113-2785