19
Лодкина Тамара Владимировна
Центр развития образования
Дрянных Наталия Викторовна
Вологодский государственный университет
Структура профессиональной готовности будущих юристов
Лодкина Т.В., Дрянных Н.В. Структура профессиональной готовности будущих юристов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 147-153. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-147-153
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-147-153
УДК: 378:34
Дата приема статьи в публикацию: 08.08.2021
Аннотация: Целью статьи является обоснование структуры профессиональной готовности будущих юристов к работе в правоохранительных органах, а также условий ее формирования в образовательной среде университета: общественная и личностная значимость юридического образования и его востребованность; осознание обучающимися юридического образования как необходимой составляющей их профессиональной компетентности; интеграция, единство и взаимодополнение государственных и региональных интересов в содержании и структуре юридического образования; учебно-методическое сопровождение образовательного процесса применительно к сферам профессиональной деятельности субъектов юридической практики; мониторинг, позволяющий диагностировать формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, моделировать и прогнозировать педагогический процесс, принимать управленческие решения по его коррекции на основе полученной объективной информации. Структура профессиональной готовности будущих юристов представлена как многофункциональное системное образование, в которое входят мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный компоненты. Наше исследование дополняет исследования по данной проблематике, определяет сущность профессиональной готовности и ее структуру. Исследование расширяет круг представлений о профессиональной подготовке студентов в вузе в целом; дополняет теоретические представления о подготовки будущих юристов для правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: юридическое образование, методологические подходы, будущие юристы, структура профессиональной готовности.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 20-011-00042
Список литературы: Гурье Л.И., Маркина Л.Л. Подготовка преподавателей вуза к инновационной профессионально-педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 91–95. Дрянных Н.В., Куклина Л.В. Правосознание как сущностный компонент профессиональной компетентности будущего юриста // Философско-правовые аспекты правосознания в контексте практико-ориентированного обучения студентов-юристов: коллективная монография / Пахонина Е.В., Синицина Т.И., Лодкин А.Е. и др.; под общ. ред. Н.В. Дрянных, Т.В. Лодкиной. Курск: Университетская книга, 2021. С. 58–91. Дрянных Н.В., Лодкина Т.В. Трактовка понятия «профессиональная готовность» в контексте подготовки студентов вуза к будущей профессиональной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2021. № 1 (100). С. 180–195. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Народная газета, 1976. 119 с. Калашникова С.В. Когнитивный компонент формирования готовности к профессиональной самореализации преподавателя вуза МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnyy-komponent-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnoy-samorealizatsii-prepodavatelya-vuza-mvd-rossii Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: дис. … канд. психол. наук. Москва, 2015. 242 с. Лодкин А.Е., Четверикова Т.А. Патриотическое и правовое воспитание обучающихся – приоритетные направления образовательной политики высшей школы // Образование и наука: современные тренды: коллективная монография / гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 112–120. Мотехина М.В. Правовая подготовка будущего учителя в учебном процессе педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2000. 21 с. Провоторова Н.В. Профессиональная подготовка будущих специалистов сферы государственного управления как психолого-педагогическая проблема // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 138–142. Чекалина М.С. Саморегуляция и ее компоненты как условие готовности к профессиональному самоопределению // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 65–71.
Информация об авторе: Лодкина Тамара Владимировна, доктор педагогических наук, Центр развития образования, Вологда, Россия, lodkina54@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3248-3652
Информация о соавторе: Дрянных Наталия Викторовна, кандидат философских наук, Вологодский государственный университет, Вологда, Россия. dryanih@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3340-3829