10
Куваева Ирина Олеговна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Стрельникова Александра Максимовна
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Концептуализация ситуации пандемии у переболевших новой коронавирусной инфекцией
Куваева И.О., Стрельникова А.М. Концептуализация ситуации пандемии у переболевших новой коронавирусной инфекцией // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 72-82. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-72-82
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-72-82
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 30.06.2021
Аннотация: Статья посвящена эмпирическому исследованию концепта Пандемия и совладающего поведения. Две группы респондентов – переболевшие новой коронавирусной инфекцией (n = 57) и не переболевшие (n = 57) – представлены в исследовании. Концепт Пандемия в психологическом понимании – это ментальная модель, отражающая объективированные и субъективно-оценочные признаки и влияющая на выбор стратегий совладания в специфической трудной ситуации. На основе экспертной работы выделены признаки, релевантные объективированным и субъективно-оценочным категориям концепта Пандемия. Особенности концептуализации ситуации пандемии диагностируются с помощью направленного ассоциативного эксперимента (стимульное слово Пандемия), методики визуального портрета концепта и «Опросника способов совладания» Р. Лазаруса и С. Фолкман. Выявлено, что молодежь интерпретирует пандемию как глобальное ограничение, вызванное вирусным заболеванием, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями и управляемое индивидуальными средствами защиты/дистанцированием. Показано, что группа переболевших рассматривает пандемию как долгую вирусную болезнь, переносимую человеком в изоляции и сопровождающуюся страхом, ужасом, одиночеством, усталостью. Обнаружено, что переболевшие женщины описывают пандемию в эмоционально-окрашенных признаках и чаще ищут социальную поддержку в специфической трудной ситуации (p = 0.036). Получены данные, свидетельствующие о том, что мужчины интерпретируют пандемию как массовое коварное заболевание. Показана ресурсная функция индивидуальных средств защиты, положительной переоценки и социальной поддержки в преодолении специфической трудной ситуации (пандемия COVID-19).
Ключевые слова: пандемия, концептуализация, концепт, совладание, копинг-стратегии, специфическая трудная ситуация, переболевшие новой коронавирусной инфекцией, COVID-19.
Список литературы: Быховец Ю.В., Коган-Лернер Л.Б. Пандемия COVID-19 как многофакторная психотравмирующая ситуация // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5, № 2 (18). С. 291–308. Волкова Е.В. Психология специальных способностей: дифференционно-интеграционный подход. М.: Институт психологии РАН, 2011. 320 с. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Институт психологии РАН, 2015. 256 с. Гуляева Е.А., Клюкина Е.В., Давыдова Е.И., Мордовина Т.В. Репрезентация концепта «пандемия» в современных англоязычных СМИ // Мир науки, культуры, образования. № 6 (85). 2020. С. 616–619. https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-kontsepta-pandemiya-v-sovremennyh-angloyazychnyh-smi/viewer Козлова Л.В., Костригин А.А. Стресс, вызванный угрозой заражения коронавирусом, и преобладающие копинг-стратегии у молодежи // Вестник по педагогике и психологии Юж. Сибири. 2020. № 4. С. 33–48. https://cyberleninka.ru/article/n/stress-vyzvannyy-ugrozoy-zarazheniya-koronavirusom-i-preobladayuschie-koping-strategii-u-molodezhi/viewer Кондрашихина О.А. Представления студентов о коронавирусной инфекции и готовность выполнять противоэпидемические мероприятия в условиях пандемии COVID-19 (на примере использования средств индивидуальной защиты) // Мир педагогики и психологии. № 2 (55). Февраль 2021. С. 65–71. https://scipress.ru/upload/pedagogy/mpp022021.pdf#page=66 Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома, 2007. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П., Шипова Н.С. Стресс и совладание в семье в период самоизоляции во время пандемии COVID-19 // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. С. 120–134. Куваева И.О. Особенности организации концепта Пандемия у представителей социономических профессий // Изв. Урал. федер. ун-та. 2021. Т. 27, № 3. С. 113–123. Куваева И.О. Особенности совладающего поведения личности в ситуации пандемии COVID-19 // «Бехтерев и современная психология личности»: сб. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. (к 135-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани). Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2020а. С. 95–97. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/160001/bispl_2020_95_97.pdf?sequence=-1 Куваева И.О. Соотношение организации концепта Стресс и совладающего поведения у студентов разных этнокультурных групп: дис. ... канд. психол. наук: М.: Институт психологии РАН, 2020б. 263 с. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document14234.pdf (дата обращения: 10.04.2021). Куфтяк Е.В. Совладание со стрессом в период пандемии COVID-19 // Зейгарниковские чтения: Диагностика и психологическая помощь в современной клинической психологии: проблема научных и этических оснований: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 18–19 нояб. 2020 г. / под ред. А.Б. Холмогоровой, О.Д. Пуговкиной, Н.В. Зверевой и др. М., 2020. С. 93–95. https://psyjournals.ru/files/117513/zeigarnikovskie_chteniya_2020.pdf#page=94 Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. 1970. С. 178–206. Левитов Н.Д. Скука // Психические состояния. СПб.: Питер, 2001. 512 с. Леонова А.Б., Величковская С.Б. Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний. Казань, 2002. Вып. 4. С. 326–344. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45845619 Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. М.: Эксмо, 2008. 400 с. Луковцева З.В. Пандемия COVID-19 как социальный стрессор: факторы психолого-психиатрического риска (по материалам зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 4. С. 13–25. URL: https://psyjournals.ru/files/118247/sps_2020_n4_Lukovtseva.pdf Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж: Истоки, 2007. 250 с. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского университета. 2020. № 2. Сер. 14. С. 62–82. http://msupsyj.ru/articles/article/8448/ Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Психологическое содержание тревоги и профилактики в ситуации инфодемии: защита от коронавируса или «порочный круг» тревоги? // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 70–89. Селедцов А.М., Кирина Ю.Ю., Акименко Г.В. Проблемы психического здоровья в условиях пандемии // Дневник науки: электрон. науч. журнал. 2020. № 8. URL: http://dnevniknauki. ru/images/publications/2021/4/psihology/Akimenko_Seledtsov_Kirina.pdf (дата обращения: 16.04.2020). Харламенкова Н.Е., Быховец Ю.В., Дан М.В., Никитина Д.А. Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19 // Институт психологии РАН. URL: http://ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/covid-19/kommentarii-eksp/har-1.html (дата обращения: 16.04.2020) Шматова Ю.Е. Психическое здоровье населения в период пандемии COVID-19: тенденции, последствия, факторы и группы риска // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14, № 2. С. 201–224.
Информация об авторе: Куваева Ирина Олеговна, кандидат психологических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, irina.kuvaeva@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0001-5451-0725
Информация о соавторе: Стрельникова Александра Максимовна, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, strelnikova_0106@mail.ru., https://orcid.org/0000-0002-1370-5283