17
Дымова Екатерина Николаевна
Институт психологии Российской академии наук
Посттравматический стресс и психологическое благополучие у девушек, переживших эмоциональное насилие
Дымова Е.Н. Посттравматический стресс и психологическое благополучие у девушек, переживших эмоциональное насилие // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 134-139. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-134-139
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-134-139
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 08.08.2021
Аннотация: Цель представленного исследования заключалась в анализе эмоционального насилия как стрессора высокой интенсивности в группе молодых девушек от 17 до 25 лет (n = 52). Рассматривался уровень посттравматического стресса, удовлетворенность социальной поддержкой, включая эмоциональную и инструментальную поддержку, и чувство психологического благополучия и его компонентов в частности. Показано, что высокий уровень посттравматического стресса характеризуется низкими показателями выраженности компонентов психологического благополучия и неудовлетворенностью социальной поддержкой. Получены различия в группах респондентов, переживших события эмоционального насилия и не имевших подобного жизненного опыта, в позитивных отношениях с окружающими, в управлении средой, самопринятии и в целом психологическом благополучии. Отмечается, что девушки не удовлетворены социальной поддержкой и отмечают недостаточность инструментальной ее составляющей. Они испытывают трудности в управлении повседневными делами, в выборе социальных условий, удовлетворяющих их жизненным потребностям и ценностям, для них характерно непринятие себя, неуверенность в своих силах, чувство одиночества, изолированности и фрустрированности. Кроме того, девушки чувствуют неудовлетворенность вниманием и пониманием окружающих, и в то же время они испытывают недоверие к окружающим и в некоторой степени закрыты для принятия поддержки.
Ключевые слова: эмоциональное насилие, стрессоры высокой интенсивности, посттравматический стресс, социальная поддержка, психологическое благополучие
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ № 19-013-00011А
Список литературы: Бехтер А.А. Типологические особенности проактивного совладающего поведения младших школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologicheskie-osobennosti-proaktivnogo-sovladayuschego-povedeniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 18.05.2021). Бузина А.А. Виктимность и ее связь с переживанием оскорбления в период средней взрослости // Психология – наука будущего: материалы VIII Междунар. конф. молодых ученых (19–20 ноября 2019 г., Москва) / отв. ред. Е.А. Сергиенко, Н.Е. Харламенкова. М.: Институт психологии РАН, 2019. С. 58–61. Волкова Е.Н. Опыт насилия, пережитого в детстве, и психологическое благополучие студентов / Е.Н. Волкова, И.В. Волкова, А.В. Праводелова // Психология образования: вызовы и риски современного детства: сб. материалов XIV науч.-практ. конф. М.: МГППУ, 2018. С. 35–39. Дымова Е.Н., Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е. Психологическая безопасность и травматический опыт как модуляторы поиска социальной поддержки в трудной жизненной ситуации // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 2. С. 15–27. Дымова Е.Н. Уровень посттравматического стресса в трудной жизненной ситуации // Мир науки. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/13PSMN419.pdf Казымова Н.Н., Быховец Ю.В., Дымова Е.Н. Психотравмирующие последствия переживания эмоционального насилия женщинами раннего взрослого возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 4. С. 78–83. Тарабрина Н.В., Агарков В.А., Быховец Ю.В., Калмыкова Е.С. и др. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. М.: Когито-Центр, 2007. Ч. 1: Теория и методы. 208 с. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Психологические последствия влияния стрессоров высокой интенсивности разного типа // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 5 (116). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-posledstviya-vliyaniya-stressorov-vysokoy-intensivnosti-raznogo-tipa (дата обращения: 02.06.2021). Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра // Медицинская технология / МНИИ психиатрии Росздрава. М.: 2007, 24 с. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129. Gershoff E.T., Goodman G.S., Miller-Perrin C.L., Holden G.W., Jackson Y., Kazdin A.E. The strength of the causal evidence against physical punishment of children and its implications for parents, psychologists, and policymakers. American Psychologist, 2018, 73 (5), рр. 626–638. Darnell D., Flaster A., Hendricks K., Kerb rat A., Comtois K.A. Adolescent clinical populations and associations between trauma and behavioral and emotional problems. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 2019, 11 (3), рр. 266–273. Sommer G., Fydrich T. Soziale unterstuezung: materialie, 22. Dt. Ges. Fuer Verhaltens therapy. Tuebigen, 1989.
Информация об авторе: Дымова Екатерина Николаевна, Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, grebennikovakaty@mail.ru