3
Дмитриева Елена Егоровна
Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы
Дмитриева Е.Е. Диагностика ориентированности цифровой образовательной среды школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 19-25. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-19-25
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-19-25
УДК: 377.5:004.41
Дата приема статьи в публикацию: 12.06.2021
Аннотация: Цифровая образовательная среда стала важной составляющей учебного процесса, оказывающей сильное влияние на формы и методы обучения. Развитие личности учащегося – центральная задача образования. Следовательно, ориентированность цифровой образовательной среды как ключевой составляющей образовательного процесса школы определяющим образом влияет на отношение современного школьника к учебе, удовлетворенность получаемыми знаниями, мотивацию к учению и на его успешность в будущей профессиональной деятельности. Цель работы – осуществить диагностику ориентированности цифровой образовательной среды школы и предложить меры для сдвига акцента на развитие личностных качеств обучающегося. В исследовании приняли участие 156 учащихся и 56 учителей двух образовательных организации города Рязани. В качестве инструментария диагностики ориентированности цифровой образовательной среды школы использован авторский опросник, логика составления которого представлена в работе. Полученные результаты свидетельствуют о том, что: 74 % учителей и 72 % учащихся определяют фронтальную форму работы как наиболее часто используемую в школе; 83,3 % учителей уверены, что предлагаемые материалы и задания, используемые при взаимодействии в условиях цифровой образовательной среды, соответствуют познавательным интересам учащихся. 48,4 % обучающихся считает, что взаимодействие с учителем в организованной цифровой образовательной среде развивает их познавательные интересы. Полученные данные позволяют определить необходимые меры по модификации цифровой образовательной среды в личностно ориентированную цифровую образовательную среду: создание условий для самопрезентации, установление качественной обратной связи в процессе выполнения заданий продуктивного типа, увеличение доли заданий творческого характера.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, развитие личности, опросник, диагностика, личностно ориентированное обучение.
Список литературы: Баранова Е.В., Швецов Г.В. Методы и инструменты для анализа цифрового следа студента при освоении образовательного маршрута // Перспективы науки и образования. 2021. № 2 (50). С. 415–430. Быстрова Т.Ю., Ларионова В.А., Синицын Е. В., Толмачев А. В. Учебная аналитика МООК как инструмент прогнозирования успешности обучающихся // Вопросы образования. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-analitika-mook-kak-instrument-prognozirovaniya-uspeshnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 17.03.2021). Данилюк А.Я., Факторович А.А. Цифровое общее образование. М.: Авторская мастерская, 2019. 221 с. Двенадцать решений для нового образования. URL: https://www.hse.ru/twelve/ (дата обращения: 01.05.2021). Михайленко О.А., Ерохин М. Н. Реализация адаптивных возможностей цифрового видео в информационно-коммуникационной образовательной среде вуза // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2011. № 4 (49) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-adaptivnyh-vozmozhnostey-tsifrovogo-video-v-informatsionno-kommunikatsionnoy-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 18.07.2021). Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56957 (дата обращения: 12.05.2019). Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31–41. Ясвин В.А. Инструментальная экспертиза в процессе педагогического проектирования школьной среды: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2019. 471 с. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с. Afanasev V.V. et al. Formation of the environment of professional self-determination in Russian schools, V.V. Afanasev, S.M. Kunitsyna, M.P. Nechaev // ICDEE 2019: труды Международной конференции по развитию образования в Евразии. Сер.: Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. Atlantis Press, 2019, рр. 86–91. Jansen R.S., Leeuwen A., Janssen J., Conijn R., Kester L. Supporting learners' self-regulated learning in Massive Open Online Courses. Computers & Education, 2020, vol. 146. URL: https://reader.elsevier.com (дата обращения: 02.04.2021).
Информация об авторе: Дмитриева Елена Егоровна, Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Рязань, Россия, dmitrieva_ee91@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7329-7958.