30
Алигаева Нигар Назимовна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Опыт реализации программы психологической коррекции эмоциональных состояний осужденных-инвалидов
Алигаева Н.Н. Программа психологической коррекции эмоциональных состояний осужденных-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Вып. 27, № 3. С. 224-233. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-224-233
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-224-233
УДК: 159.9:616
Дата приема статьи в публикацию: 13.08.2021
Аннотация: В статье представлены результаты верификации программы психологической коррекции эмоциональных состояний осужденных-инвалидов, разработанной на основе «временного» подхода и включающей три основных блока: «Прошлое», «Настоящее» и «Будущее». В исследовании приняли участие 68 осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии строгого режима (20 человек, имеющих группу инвалидности, и 48 человек без инвалидности). Оценка эмоциональных состояний осуществлялась с использованием следующих методик: ТОБОЛ (Л.И. Вассерман, А.Я. Вукс, Б.В. Иовлев, Э.Б. Карпова), шкала ситуативной тревожности Спилбиргера – Ханина, шкала дифференциальных эмоций (К. Изард), опросник потребности в достижении (Ю.М. Орлов), опросник потребности в общении (Ю.М. Орлов), тест фрустрационных реакций (С. Розенцвейг). Динамика изменений эмоциональных состояний в процессе психокоррекционной программы оценивалась с использованием методики ШПАНА (Е.Н. Осин). Для статистического анализа применялись Т-критерий Вилкоксона, критерий Фридмана, кластерный анализ. Результаты верификации свидетельствуют об эффективности программы психологической коррекции, основанной на «временном» подходе, с осужденными-инвалидами, отбывающими наказание в исправительной колонии. У участников экспериментальной группы отмечаются положительные изменения в динамике позитивного аффекта. Также полученные данные обосновали необходимость применения индивидуально-дифференцированного подхода в коррекции эмоциональных состояний лиц, имеющих группу инвалидности.
Ключевые слова: эмоциональные состояния, эмоции, временной подход, ситуативная тревожность, потребность в достижении, потребность в общении, осужденные-инвалиды, исправительная колония строгого режима.
Список литературы: Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. 320 с. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / пер. с англ. А. Грузберга. М.: Эксмо, 2019. 576 с. Богданова М.В., Терехова О.И. Эффективность совладания с эмоциональным состоянием в ситуации межличностного конфликта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. № 1. С. 116–120. Боева А.А. Медико-психологическое сопровождение в процессе осуществления социальной работы с осужденными инвалидами // Правовое обеспечение деятельности органов и учреждений УИС как субъекта частноправовых отношений. 2016. С. 26–30. Борисова Е.В., Кечил Д.И. Психологические преграды и ограничения, препятствующие развитию профессионализма психологов служебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 3. С. 93–97. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода. СПб.: Речь, 2004. 272 с. Губанова И.М. Применение арт-терапевтических техник в оказании психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья в государственном бюджетном учреждении Самарской области «Социально-оздоровительный центр «Преодоление» // Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях. 2015. С. 28–34. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) // О.П. Елисеев Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 226–227. Изучение потребности в достижении // Практикум по возрастной психологии / под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 2001. С. 497–498. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с. Леонова Е.В. Качественные и количественные методы исследования в психологии. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. 411 c. Маркова Т.А. Смысложизненные и ценностные ориентации как важные составляющие психокоррекции в работе с осужденными-инвалидами // Функционирование учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. 2018. С. 96–99. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики Panas // Психология. Журнал ВШЭ. 2012. Т. 9, № 4. С. 91–110. Перлз Ф. Гештальт-семинары. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2007. 352 с. Потребность в общении / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2003. С. 428–430. Психологическая диагностика отношения к болезни: пособие для врачей / Вассерман Л.И., Иовлев Б.В., Карпова Э.Б., Вукс А.Я. СПб.: СПб НИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 32 с. Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации (модификация Н.В. Тарабриной) // Диагностика эмоционально-нравственного развития / ред. и сост. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 150–172. Филозоп А.А. Акмеологический вариант терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в психологической работе с лицами пожилого возраста // Клиническая геронтология. 2014. № 9–10. С. 30–35. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) // Практикум по психологии состояний: учеб. пособие / под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб.: Речь, 2004. С. 121–122. Skinner B.F. The Behavior of Organisms - An Experimental Analysis. New York, D. Appleton-Century Company, Incorporated, 1938, 457 p.
Информация об авторе: Алигаева Нигар Назимовна, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, nigar-0520@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-1239-1892