3
Кононов Александр Николаевич
Московский государственный областной университет
Комиссарова Анастасия Сергеевна
Средняя общеобразовательная школа № 16
Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19
Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Качественный анализ отношения к дистанционному формату обучения в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 17–23. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-17-23
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-17-23
УДК: 159.9.072
Дата приема статьи в публикацию: 12.02.2021
Аннотация: Актуальность исследования отношения к дистанционному формату обучения обусловлена необходимостью изучения влияния подобного взаимодействия в системе «педагог – студент» на качество, мотивацию и общее удовлетворение учащихся процессом обучения. В исследовании приняли участие 120 человек из 6 вузов г. Москвы. Использование контент-анализа позволило выделить 8 значимых контекстов (сфер), вокруг которых группируются высказывания участников исследования: «Дорога», «Преподаватели», «Вернуться», «Дистанционное обучение», «Очный, очная форма», «Обучение, формат обучение», «Оказало, изменило», «Качество». Полученные результаты свидетельствуют, что главными недостатками дистанционного формата обучения, по мнению респондентов, является отсутствие живого общения с преподавателями, снижение уровня мотивации и самоорганизации, что в конечном итоге оказывает негативное влияние на психоэмоциональное состояние обучающихся и качество усвоения материала. При этом среди очевидных достоинств отмечается снижение транспортных и временных расходов на дорогу до места обучения, а также возможность изучать материал в удобное время. Полученные результаты могут быть использованы при разработке программ дистанционного обучения для студентов высших учебных заведений Российской Федерации.
Ключевые слова: дистанционное обучения, пандемия COVID-19, контент-анализ, качественные исследования, качественный анализ
Список литературы: Капустина Т.В., Гончарова Е.М. Отношение студентов к процессу обучения в вузе // Альманах современной науки и образования. 2017. № 1 (115). С. 54–56. Кононов А.Н. Исследование тревоги о будущем у работников торговой организации методом контент-анализа // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 3. С. 104–113. Кононов А.Н., Комиссарова А.С. Социальные факторы возникновения расстройств пищевого поведения: контент-анализ текстов в сети Интернет // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 1 (50). С. 144–153. Матвиенко призвала оформить правовой статус дистанционного образования URL: https://ria.ru/20200410/1569865141.html (дата обращения: 29.01.2021). Минобрнауки рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение URL: https://www.rbc.ru/society/15/03/2020/5e6e5e109a794717a5e86d27 (дата обращения: 29.01.2020). Михаил Мишустин: онлайн-обучение не сравнить с университетской средой. URL: https://digital.ac.gov.ru/news/4439/ (дата обращения: 29.01.2020). Муллагалиев Н.А., Уразлина Р.В. Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе // Инновационная наука. 2017. № 1. С. 188–191. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней. URL: https://rg.ru/2020/03/26/prezident-ukaz206-site-dok.html (дата обращения: 29.01.2020). Прохватилов А.Ю. Воздействие относительной социальной изоляции на психическое состояние как социально-психологическая проблема // Академический журнал. 2007. № 5. С. 103–113. Alharthi M. Students’ attitudes toward the use of technology in online courses. International Journal of Technology in Education, 2020, 3 (1), pp. 14–23. Bijeesh N.A. Advantages and disadvantages of distance learning. URL: https://www.indiaeducation.net/online-education/articles/advantages-and-disadvantages-of-distance-learning.html (access date: 29.01.2020). Bozkurt A. (2019). From Distance Education to Open and Distance Learning: A Holistic Evaluation of History, Definitions, and Theories. In S. Sisman-Ugur, & G. Kurubacak (Eds.), Handbook of Research on Learning in the Age of Transhumanism, 2019, pp. 252–273. Bušelić M. Distance Learning – concepts and contributions. Oeconomica Jadertina, 2012, № 1, pp. 23–34. Nsiah Boahen G.K. Best Practices in Distance Education: A Review. Creative Education, 2013, vol. 4, no. 12, pp. 762–766. Leontyeva I.A. Modern Distance Learning Technologies in Higher Education: Introduction Problems. EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2018, 14 (10), pp. 1–8. URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_805258462/Modern_Distance_Learning.pdf (access date: 29.01.2020) Johnson E., Morwane R., Dada S., Pretorius G., Lotriet M. Adult Learners’ Perspectives on Their Engagement in a Hybrid Learning Postgraduate Programme. The Journal of Continuing Higher Education, 2018, № 66 (2), pp. 88–105. Nagrale P. Advantages and disadvantages of distance education. URL: https://surejob.in/advantages-anddisadvantages-of-distance-education.html (access date: 29.01.2020) Sadeghi M. A Shift from Classroom to Distance Learning: Advantages and Limitations. International Journal of Research in English Education, 2019, vol. 4, № 1, pp. 80–88. Chatpakkarattana T., Khlaisang J. The Learner Support System for Distance Education. Creative Education, 2012, vol. 3, pp. 47–51.
Информация об авторе: Кононов Александр Николаевич, кандидат психологических наук, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, alnikkon@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0055-855X
Информация о соавторе: Комиссарова Анастасия Сергеевна, средняя общеобразовательная школа № 16, Московская область, Электросталь, Россия, nastasia.komissar@yandex.ru