9
Дюпина Светлана Александровна
Государственный гуманитарно-технологический университет
Изучение особенностей личности студентов в рамках расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность
Дюпина С.А. Изучение особенностей личности студентов в рамках расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 59-64. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-59-64
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-59-64
УДК: 159.942
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема изучения тревожности и эмпатии в рамках расщепления полюсов когнитивного стиля аналитичность/синтетичность у испытуемых 17–18 лет. Исследование осуществлялось с помощью методик: «Свободная сортировка» Р. Гарднера в модификации В.А. Колги, «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова, «Шкала личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина. В исследовании приняли участие 80 студентов. Посредством методики «Свободная сортировка» Р. Гарднера в модификации В.А. Колги в выборке испытуемых выделены группы: синтетиков/категоризаторов, синтетиков/глобалистов, аналитиков/дифференциаторов и аналитиков/детализаторов. Диагностика по методике «Шкала личностной и ситуативной тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина позволила выявить высокий, средний, низкий уровни тревожности. Анализ результатов исследования по методике «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова определил наличие в выборке студентов очень высокого, высокого, среднего и низкого уровней развития эмпатии. Группа синтетиков/категоризаторов и аналитиков/дифференциаторов отличалась низким и средним уровнями тревожности, высоким и средним уровнями развития эмпатии. Группа синтетиков/глобалистов и аналитиков/детализаторов характеризовалась высоким уровнем тревожности, низким и средним уровнями развития эмпатии.
Ключевые слова: когнитивный стиль, синтетики/категоризаторы, синтетики/глобалисты, аналитики/дифференциаторы, аналитики/детализаторы, тревожность, эмпатия
Список литературы: Евтух Т.В., Турышева Н.Н. Взаимосвязь когнитивных стилей и личностных характеристик студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 10-1. С. 100–101. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011. 701 с. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дис. … канд. психол. наук. Л., 1976. 164 с. Падун М.А. Когнитивный стиль и депрессия // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2, № 4. С. 81–90. Прыгин Г.С. Особенности проявления когнитивного стиля «аналитичность-синтетичность» в типологии субъектной регуляции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 3. С. 227–231. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 32–42. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004. 384 с. Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-н/Д.: Изд-во РПУ, 1994. 156 с. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. 191 с. Gardner R.W., Lohrenz L.J., Schoen R.A. Cognitive control of differentiation in perception persons and objects. Perc. and Motor Skills, 1968, vol. 26, pp. 311–330.
Информация об авторе: Дюпина Светлана Александровна, кандидат психологических наук, Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия, DyupinaSvetlana@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2600-761X