25
Бороненко Татьяна Алексеевна
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Федотова Вера Сергеевна
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Исследование восприятия терминологии цифрового мира будущими учителями информатики и математики
Бороненко Т.А., Федотова В.С. Исследование восприятия терминологии цифрового мира будущими учителями информатики и математики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 160-167. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-160-167
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-160-167
УДК: 378:004
Дата приема статьи в публикацию: 26.02.2021
Аннотация: В статье рассматривается вопрос восприятия будущими учителями информатики и математики терминологии цифрового мира. Отмечается, что терминологическая система «цифра» возникает в результате глобальной цифровизации. Представлены результаты классификации цифровой терминологии в тематические группы на основе расшифровки их лексико-семантического смысла. Поднимается вопрос о наиболее продуктивном понимании цифровой терминологии на основе выделения тематических групп «Пространство», «Время». «Форма и материя», «Потребление», «Технологические преобразования», «Человек в цифровом мире». Выполнен обзор научных работ из разных областей науки, отобраны словосочетания с прилагательным «цифровой». Разработаны задания для выявления точности понимания цифровой терминологии. Особое внимание уделяется выявлению наиболее доступной и, наоборот, трудной для понимания лексического смысла тематической группы, сравнению объемов тематических групп. Новизна исследования видится в том, что выделены лексико-семантические группы цифровой терминологии. Актуальность исследования обусловлена актуализаций в словарном запасе учителя информатики и математики цифровой терминологии, построении цифровой терминосистемы. Показано, что наиболее емкой тематической группой является группа «Человек в цифровом мире». Сделан вывод, что оценка современного уровня освоения цифровой терминологии учителем информатики и математики позволит выявить проблемы в лексическом толковании новых слов у школьников.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая терминология, тематическая группа, цифровизация, учитель информатики и математики
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 19-29-14185
Список литературы: Байденко В.И. Болонский процесс: в преддверии третьего десятилетия // Высшее образование в России. 2018. № 11. С. 136–148. Вайндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения: дис. … д-ра пед. наук. М., 2019. 461 с. Гвоздиков Д. Схоластика для инстаграма: к цифровой антропологии современности // Логос. 2019. № 29 (6 (133)). С. 1–19. Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2019. 355 с. Гусейнов Ш.Р. Методология управления стоимостью корпоративных образований в условиях цифровой экономики: дис. … д-ра экон. наук. СПб., 2019. 320 с. Дёрр Д., Ковальски О., Невский С.И. Цифровизация и денежный порядок. Проблемы и перспективы регулирования рынка криптовалют // Terra Economicus. 2019. № 17 (4). С. 6–22. Ермакова А.В. Природа термина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 2. С. 218–223. Иванов В.Г., Кайбияйнен А.А., Мифтахутдинова Л.Т. Инженерное образование в цифровом виде // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 136–143. Илалтдинова Е.Ю., Беляева Т.К., Лебедева И.В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. №4 (40). С. 33–43. Карасев Н.А., Васильев В.А., Максимов А.И., Молодов В.А. Организационные, правовые и технологические аспекты обмена медицинской информацией // Журнал им. Н.В. Склифосовского: Неотложная медицинская помощь. 2017. № 6 (1). С. 52–57. Карцхия А.А. Гражданско-правовая модель регулирования цифровых технологий: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2019. 394 с. Лизунова И.В. Рынок электронных книг в России: специфика производства и дистрибуции // Текст. Книга. Книгоиздание. 2019. № 19. С. 106-125. Литвинцева Г.П., Шмаков А.В., Стукаленко Е.А., Петров С.П. Оценка цифровой составляющей качества жизни населения в регионах Российской Федерации // Terra Economicus. 2019. № 17 (3). С. 107–27. Новицкий В.А., Новицкая Л.Ю. Понятие и виды цифровых доказательств // Ленинградский юридический журнал. 2019. № 1 (55). С. 213–220. Остроухов А.В., Климина Е.М., Купцова В.А. Ландшафтное картографирование труднодоступных территорий на примере государственного природного заповедника «Болоньский» (Россия) // Nature Conservation Research. Заповедная наука. 2020. № 5 (2). С. 47–63. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство vs цифровое правительство в контексте цифровой трансформации // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5 (153). С. 120–135. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.07. Пальчикова И.Г., Смирнов Е.С. Интервальная оценка параметров цвета из цифровых изображений. Компьютерная оптика. 2017. № 41 (1). С. 95–102. DOI: 10.18287/2412-6179-2017-41-1-95-102. Петрунева Р.М., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Цифровое студенчество: мифы и реальность // Высшее образование в России. 2019. № 11. С. 47–55. Попов Е.В., Семячков К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. 2018. № 14 (4). С. 1088–1101. Суходолов А.П., Калужина М.А., Спасенников Б.А., Колодин В.С. Цифровая криминология: метод цифрового профилирования поведения неустановленного преступника // Всероссийский криминологичесий журнал. 2019. № 13 (3). С. 385–394. Шарафутдинова Н.С. О понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-3 (60). С. 168–171. Campbell H.A., Evolvi G. Contextualizing current digital religion research on emerging technologies. Human Behavior and Emerging Technologies, 2020, vol. 2, № 1, pp. 5–17. Leone M. Mona Lisa's emoji: digital civilization and its discontents. Social Semiotics, 2020, vol. 30, № 3, pp. 312–327. Sari Ayu I., Suryan Nunuk, Rochsantiningsih Dewi, Suharno Suharno Digital learning, smartphone usage, and digital culture in indonesia education. Интеграция образования, 2020, № 24 (1 (98)), pp. 20–31.
Информация об авторе: Бороненко Татьяна Алексеевна, доктор педагогических наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия, kafivm@lengu.ru
Информация о соавторе: Федотова Вера Сергеевна, кандидат педагогических наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Россия, vera1983@yandex.ru