30
Трошихина Евгения Германовна
Санкт-Петербургский государственный университет
Навдушевич Галина Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте
Трошихина Е.Г., Навдушевич Г.В. Ассертивность как копинг-стратегия и личностная характеристика в подростково-юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 221-227. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-221-227
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 29.11.2021
Аннотация: Изложены данные эмпирического исследования ассертивности в структуре копинг-стратегий и в соотношении с личностными характеристиками в подростково-юношеском возрасте. Актуальность обусловлена недостаточностью изучения особенностей ассертивности в подростково-юношеском периоде, между тем как она имеет определяющее значение для дальнейшего успешного вхождения личности в современный социум. В связи с этим поставлена цель: выявить место ассертивного поведения в репертуаре преодолевающих стратегий и определить соотношение ассертивности с личностными характеристиками. Выборку составили школьники 11–18 лет (М = 14,5 лет), всего 201 человек: 98 юношей, 103 девушки. Использованы методики: тест «Ассертивность» Д. Левинсона в модификации М. Шлепецкого, опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева и многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (форма С). Выявлено, что копинг-стратегии «ассертивные действия» и «избегание» – противоположные тенденции. Юноши и девушки, которые предпочитают ассертивную стратегию поведения в кризисных ситуациях, отличаются позитивным самоотношением, эмоциональной стабильностью и доминантностью. Им свойственна уверенность в себе и своих способностях действовать компетентно, эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Выбор избегающей стратегии связан с такими личностными характеристиками, как негативное самоотношение, эмоциональная неустойчивость, тревожность, робость и низкий самоконтроль. Юноши и девушки с высоким уровнем ассертивности более вариативны в использовании копинг-стратегий, при этом дифференциация ассертивных и демонстративно-доминантных действий еще недостаточна. Следовательно, ассертивность только начинает формироваться в подростково-юношеском периоде.
Ключевые слова: ассертивность, копинг-стратегия, самоотношение, подростково-юношеский период.
Список литературы: Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла: практическое руководство. М., 2002. 96 с. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009. 336 с. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь! СПб., 1995. 188 с. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В. Стрессы семейных отношений: тенденции и эффекты // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. Т. 1. № 1 (1). 2016. С. 174–195. Мамайчук И.И., Смирнова М.И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб., 2014. 311 с. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб., 2000. 224 с. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993. 32 с. Попова И.В. Особенности ассертивности в подростковом возрасте: автореф. … дис. канд. психол. наук. СПб., 2011. 25 с. Рокицкая Ю.А. Факторная структура копинг-поведения подростков // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 3. С. 220–233. Саунин Е.В. Теоретико-методологическая и практическая составляющая феномена ассертивности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 12 (166). С. 340–344. Шейнов В.П. Взаимосвязь ассертивности с психологическими и социально-психологическими характеристиками личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 2. С. 147–161. Alberti R.E., Emmons M.L. Your perfect right: assertiveness and equality in your life and relationships (10th end). San Luis Obispo. CA, Impact, 2017, 312 p. Altınsoy F., Aypay A. A post-traumatic growth model: psychological hardiness, happiness-increasing strategies, and problem-focused coping. Current Psychology, 2021, pp. 1–13. Chow P., Nicholson M., Coyne R., Belanger E., Nicholson M. Comparing Positive Assertiveness in Groups of Students and Incarcerated Individuals. Education, 2021, vol. 141 (4), pp. 177–186. URL: link.gale.com/apps/doc (access date: 23.10.2021). Frydenberg E. Coping competencies What to Teach and When. Theory into Practice, 2004, vol. 43/1, pp. 14–22. Rakos R.F Asserting and confronting. The Handbook of Communication Skills, ed. by H. Owen, 4th ed. London, 2018, pp. 339–376.
Информация об авторе: Трошихина Евгения Германовна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e.troshikhina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5739-2963
Информация о соавторе: Навдушевич Галина Владимировна, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, navduschevich@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5601-803Х