8
Вложения:
Скачать этот файл (romm-ta-vestnik-pip-2021-4.pdf)romm-ta-vestnik-pip-2021-4.pdf
Ромм Татьяна Александровна
Новосибирский государственный педагогический университет
Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития
Ромм Т.А. Подготовка студентов к воспитательной деятельности в вузе: вектор современного развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 48-54. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-48-54
УДК: 378:37
Дата приема статьи в публикацию: 16.11.2021
Аннотация: Несмотря на то, что в современной деятельности вузов сохраняются эффективные практики подготовки студентов к воспитательной деятельности, исследовательские данные подтверждают факт неудовлетворительного состояния готовности будущих педагогов к решению задач воспитания. Цель статьи – анализ затруднений и ресурсов, связанных с совершенствованием профессионального образования в аспекте реализации современных задач подготовки. Методологическими основами исследования стали положения научной школы Л.И. Новиковой о системном подходе в воспитании, теории социального воспитания в контексте социализации А.В. Мудрика, сетевой теории. Определены основные проблемы актуального состояния подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности (сокращение количественного и качественного содержания теоретический и практической подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; несоответствие издаваемой учебной литературы по теории и методике воспитания актуальным задачам воспитательной деятельности; социальная незрелость студентов, слабая подготовка преподавателей в вопросах теории и практики воспитания и др.). Предлагается программа изменений в совершенствовании анализируемой проблемы: изменение целевых ориентиров в сторону усиления субъектной составляющей, развития системы воспитательной работы в вузе, имеющей профессионально-педагогическую ориентацию; изменение дизайна образовательных программ. Обозначены условия реализации предлагаемых изменений: проведение системных исследований актуальных вопросов воспитания в контексте подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности; формирование механизма эффективной обратной связи «вуз – школа – вуз»; развитие сетевых форматов подготовки; создание банка технологий практической подготовки в гибридном, дистанционном формате; обновление информационного ресурса подготовки; насыщение образовательного пространства вуза значимой с профессиональной точки зрения, интересной жизнью в вузе.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, воспитание, профессиональное воспитание, профессиональное образование
Список литературы: Александрова Е.А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 14 – 21. Беседы о факультете: документально-публицистические очерки / сост. В.А. Кудинов. Кострома, 2002. 168 с. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Педагог как воспитатель: значимые характеристики воспитательной деятельности, принцип событийности в воспитании // Педагогическое искусство: научно-практический журнал. 2017. № 2. С. 100–108. Елькина О.Ю., Лозован Л.Я., Мартынова А.В. Исследование отношения студентов педагогических профилей к будущей профессиональной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 82 – 89. Кирпичник А.Г. Научная школа психологии в Костромском государственном университете: семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 253 – 256. Киселев Н.Н., Киселева Е.В., Ромм Т.А. Новосибирский истпед: связь времен // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Ювенология. Социальная работа. Социокинетика. 2007. Т. 13, № S. C. 11 – 18. Магия Листпеда: педагогические принципы адаптационного сбора студентов: юбилейный сб. ст. к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / под ред. Н.П. Аникеевой, Т.А. Ромм. Новосибирск, 2010. 136 с. Макаренко А.С. Методика воспитательной работы. Избранные труды. М., 2016. 249 с. Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов / рук. ред. группы К.А. Воронина. М., 2011. 176 с. Ромм М.В. Ромм Т.А. Конструирование теоретических образов социальных феноменов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Т. 8, № 2. С. 32 – 36. Руденко И.В. Подготовка студентов магистратуры к воспитательной работе в образовательной организации на основе апостериорной модели // Балканское научное обозрение. 2021. № 1 (11). С. 9 – 13. Селиванова Н.Л., Степанов П.В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. 2018. Т. 13, вып. 2. С. 45 – 52. Степанов П.В. Специфика теории воспитания как гуманитарного знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 1 (28). С. 20 – 30. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1. С. 55 – 58. Шакурова М.В. Влияние «иллюзорной причинности» на качество подготовки будущих педагогов квоспитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 1 (58). С. 62 – 75. Щелина Т.Т. О системном подходе к воспитанию студентов в контексте их личностно-профессионального развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. М., 2021. С. 77 – 81.
Информация об авторе: Ромм Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, tromm@mail.ru, https://orcid.org/000-001-5566-0418