15
Плаксина Ирина Васильевна
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Инновационная педагогическая деятельность с позиций экопсихологического подхода
Плаксина И.В. Инновационная педагогическая деятельность с позиций экопсихологического подхода // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 103-109. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-103-109
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-103-109
УДК: 371
Дата приема статьи в публикацию: 25.10.2021
Аннотация: Статья раскрывает результаты эмпирической проверки экопсихологической модели становления субъекта инновационной педагогической деятельности. Исследовательскую выборку составили педагоги МБОУ «СОШ № 15» г. Владимира (N = 40), которая является региональной инновационной площадкой по реализации инновационного проекта «Организационные и психолого-педагогические условия становления субъектности участников образовательного процесса». Инновационная педагогическая деятельность определена как деятельность, способствующая достижению творческого уровня профессионального самоопределения субъекта при поступательном формировании его субъектности в организованной культуротворческой среде. Выявлены взаимосвязи продуктивных стадий субъектности и параметров, характеризующих инновационную педагогическую деятельность: отношение к новшествам (r = 0,403), креативность (r = 0,483), открытость новому опыту (r = 0,412), отношение к сложным задачам (r = 0,423). Взаимосвязи продуктивных стадий субъектности и параметров образовательной среды: «доминантность» (r = 0,459), «когерентность» (r = 0,436, «активность» (r = 0,481), выраженность интегративной организационно-образовательной модели (r = 0,468) позволили рассматривать педагогический коллектив как коллективный субъект. Полученные результаты позволили сделать вывод, что становление субъекта инновационной педагогической деятельности нужно рассматривать не с позиции персонального потенциала личности, а с точки зрения сформировавшейся организационно-образовательной модели школы, параметров образовательной среды и управленческих компетенций.
Ключевые слова: экопсихологический подход, стадии становления субъектности, субъект инновационной педагогической деятельности, коллективный субъект, образовательная среда
Список литературы: Брушлинский А.В. Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 9 – 33. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб., 2003. 268 с. Деркач А.А., Назаров С.А. Профессиональное самоопределение: сущность, структура, содержание // Акмеология. 2018. № 66 (2). С. 5 – 8. Деркач А.А. Субъектное самоосуществление в процессе становления профессионализма // Акмеология. 2018. № 65 (1). С. 5 – 6. Дрозд К.В. Проектирование образовательной среды / К.В. Дрозд, И.В. Плаксина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2019. 437 с. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. С. 55 – 61. Капцов А.В., Колесникова Е.И., Плаксина И.В., Селезнева М.В. Диагностика стадий становления субъектности обучающихся // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. № 5. С. 134 – 145. Кларин М.В. Инновационное обучение в образовании взрослых // Проблемы современного образования. 2015. № 4. С. 5 – 27. Панов В.И., Плаксина И.В. Характеристики педагогической субъектности // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Сер.: Педагогические и психологические науки. 2016. № 25 (44). С. 86 – 96. Пантелеева В.В. Опросник инновационной готовности персонала / В.В. Пантелеева, Т.П. Кнышева // Акмеология. 2016. № 3. С. 81 – 84. Плаксина И.В. Результаты экспериментальной проверки экопсихологической модели становления субъекта учебно-профессиональной деятельности // Психология способностей и одаренности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (21–2 ноября 2019 г.) / под ред. проф. В.А. Мазилова. Ярославль, 2019. С. 321 – 324. Плаксина И.В. Критерии становления субъекта инновационной педагогической деятельности. Scientifis Journal Virtus, № 26, с. 120 – 125. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / под ред. В.И. Панова. М.; СПб., 2018. 304 с. Становление субъекта инновационной педагогической деятельности в условиях воспитательного пространства школа-вуз: монография / И.В. Плаксиной и др. Владимир, 2020. 299 с. Ясвин В.А. Экспертно-проектное управление развитием школы. М., 2011. 176 с. Panov V., Plaksina I., Ivlev V. Psycho-didactic Conditions for the Agency Development in the Educational and Professional Activities of Students. 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2019). Atlantis Press: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 356, pp. 457 – 463. Avidov-Ungar O., Forkosh-Baruch A. Professional identity of teacher educators in the digital era in light of demands of pedagogical innovation. Teaching and Teacher Education, 2018, vol. 73, pp. 183–191. Brown R., Heck D. Theconstruction of teacher identity in an alter native education context. Teachingand Teacher Education, 2018, vol. 76, pp. 50 – 57. Evils V., Childs A. Innovation in teacher education: Collective creativity in thedevelopment of a teacher education internship. Technology, Knowledge and Learning, 2019, vol. 77, pp. 277 – 286. Rodrigues L.A.D., Pietri E., Sanchez H.S., Kuchah K. The role of experienced teachers in the development of pre-service language teachers’ professional identity: Revisiting schoolmemories and constructing future teacher selves. International Journal of Educational Research, vol. 88, 2018, pp. 146 – 155. Silver R.E., Kogut G., Huynh T.C.D. Learning “New” Instructional Strategies: Pedagogical Innovation, Teacher Professional Development, Understanding and Concerns. Journal of Teacher Education, 2019, vol. 70, pp. 552 – 566. Vidra R.L., Gallagher D.R., Wilson V. Acknowledging the challenges of pedagogical innovation: the case of integrating research, teaching, and the practice of environmental leadership. Journal of Environmental Studies and Sciences, 2019, vol. 9, pp. 270 – 275.
Информация об авторе: Плаксина Ирина Васильевна, кандидат психологических наук, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия, irinaplx.@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-4778