16
Логинова Александра Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Педагогическая грамотность как современный образовательный результат школьников
Логинова А.Н. Педагогическая грамотность как современный образовательный результат школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 110-115. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-110-115
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-110-115
УДК: 371.3
Дата приема статьи в публикацию: 29.11.2021
Аннотация: Статья раскрывает понятие педагогической грамотности как одного из актуальных и востребованных результатов общего и дополнительного образования детей. Автор вводит понятие педагогической грамотности и описывает три её уровня: элементарную (общекультурную) педагогическую грамотность как качество, необходимое каждому человеку в современном обществе, допрофессиональную педагогическую грамотность как базовый результат допрофессиональной педагогической подготовки школьников и профессиональную педагогическую грамотность как показатель качества профессиональной деятельности педагога. Демонстрируется потенциал выявления ключевых образовательных результатов допрофессиональной педагогической подготовки школьников в конкретизации её миссии как этапа непрерывного педагогического образования и спецификации задач допрофессиональной педагогической подготовки в рамках реализации государственных образовательных стандартов. В статье представлен опыт формирования педагогической грамотности школьников в рамках образовательного проекта «Гимназия К.Д. Ушинского» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
Ключевые слова: современные образовательные результаты, педагогическая культура, элементарная (общекультурная) педагогическая грамотность, допрофессиональная педагогическая подготовка, допрофессиональная педагогическая грамотность, дополнительная общеобразовательная программа, профессиональная проба, психолого-педагогический класс.
Финансирование и благодарности: Статья выполнена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф. 99.1. БВ09АА00006).
Список литературы: Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Преподавание психологии в школе как условие становления психологической грамотности учащихся // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3, № 2. С. 16 – 29. Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 93 – 99. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. 135 с. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60 – 68. Илалтдинова Е.Ю., Кисова В.В. Педагогическая одарённость и педагогический интеллект: проектирование теоретико-прикладных подходов // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 4. С. 9. Истратова М.А., Пазухина С.В. Повышение педагогической грамотности родителей дошкольников в вопросе защиты детей от вредной информации // Universum: Психология и образование: электрон. научный журнал. 2017. № 4 (34). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4587 (дата обращения: 23.09.2021) Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 286 – 289. Меркулов П.А., Кустова А.В. Социальные трансформации системы взаимодействия «общество-государство» в условиях пандемии COVID-19 // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 2. С. 32 – 44. Милёхин А.В. Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников // Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2012. Т. 4, № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n2/53537_full.shtm (дата обращения: 25.06.2021). Перевалова А.А., Наумова Т.В. Формы и средства формирования педагогической грамотности родителей детей раннего возраста в условиях современного детского сада // Вопросы педагогики. 2021. № 2-1. С. 115 – 119. Прихожан А.М. Психологическая грамотность младших школьников как условие освоения универсальных учебных действий // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. C. 20 – 31. Селина В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник Новгородского государственного университета. 2008. № 45. С. 68 – 70. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. М., 2020. 472 с. Худотеплова Е.Н. Психолого-педагогическая грамотность учителя // Альманах современной науки и образования. 2011. № 4 (47). С. 152 – 155.
Информация об авторе: Логинова Александра Николаевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, sashaloginova66@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0353-5137