32
Еремкина Ольга Васильевна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Диагностическое сопровождение формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе решения профессиональных задач
Еремкина О.В. Диагностическое сопровождение формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов в процессе решения профессиональных задач // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 236-243. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-236-243
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-236-243
УДК: 378:371
Дата приема статьи в публикацию: 03.11.2021
Аннотация: В статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности будущих педагогов на основе диагностического сопровождения. Научное исследование строится с опорой на положения о том, что в ходе диагностического сопровождения в период обучения в вузе происходят тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы собственного личностного и профессионального развития студентов; формируется их психодиагностическая культура как подструктура общей профессиональной культуры; стимулируется интерес студентов к саморазвитию, профессиональному самосовершенствованию. Подробно представлено одно из направлений диагностического сопровождения – формирование коммуникативной компетентности студентов как важнейшего фактора становления будущих профессионалов. Охарактеризована система технологических воздействий, осуществляемая в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин, центральным звеном которой является обучение студентов решению практических психодиагностических педагогических задач. Результаты экспериментальной работы со студентами по формированию коммуникативной компетентности, представленные в статье, убедительно доказали эффективность данной системы. Сопровождение личностного и профессионального развития будущих педагогов на диагностической основе позволяет оказывать им адресную помощь в развитии коммуникативной компетентности. Ключевая роль в этом процессе отводится решению профессиональных задач.
Ключевые слова: диагностическое сопровождение, коммуникативная компетентность будущего педагога, профессиональное развитие, практические педагогические задачи, психодиагностические таблицы
Список литературы: Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 1997. 224 с. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Решение диагностических задач практическим психологом в системе образования // Вопросы психологии. 2000. № 6. С. 26 – 37. Белова Т.И., Сомкина М.А., Сутягина Т.В. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры бакалавров в процессе подготовки к педагогической практике в загородном детском оздоровительном центре // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 147 – 153. Бодалёв А.А. Психология общения. М.; Воронеж, 2016. 213 с. Брудный А.А. Понимание и общение. М., 2019. 120 с. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. Елькина И.Ю. Исследование влияния коммуникативных качеств педагога на отношение студентов к учебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 4. С. 155 – 159. Еремкин Ю.Л., Еремкина О.В. Диагностика в воспитательной работе куратора студенческой группы: учеб.-метод. пособие. Рязань, 2008. 68 с. Еремкина О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: дис. … докт. пед. наук. Рязань, 2008. 367 с. Зимняя И.А. Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение / под ред. проф. И.А. Зимней. М., 2020. 395 с. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 2012. 145 с. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Ленинград, 1987. 102 с. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 2015. 367 с. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 192 с. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 200 с. Сластёнин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Ленинград, 1976. С. 30 – 47. Чурашева О.Л. Формирование профессиональной компетентности студентов: психолого-педагогический и организационный аспекты // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 118 – 122. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 2014. 192 с.
Информация об авторе: Еремкина Ольга Васильевна, доктор педагогических наук, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, o.eremkina@365.rsu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0193-4043