7
Чугунова Ольга Дмитриевна
Костромской государственный университет
Шепелева Светлана Витальевна
Костромской государственный университет
Теоретическое осмысление и воплощение истпедовского наследия в новой реальности
Чугунова О.Д., Шепелева С.В. Теоретическое осмысление и воплощение истпедовского наследия в новой реальности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 43-47. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-43-47
УДК: 378:37
Дата приема статьи в публикацию: 29.11.2021
Аннотация: Статья содержит теоретическое осмысление уникального опыта и наследия историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова в новой реальности. В статье рассмотрена особая организация жизни данного структурного подразделения вуза, ее внешнее оформление, учебный процесс, «система педагогических практик», внеаудиторная общественная жизнь студентов, которая способствовала личностно-профессиональному развитию обучающихся и в дальнейшем позволила выпускникам успешно самореализоваться в разнообразных сферах жизнедеятельности. Выделены стадии личностно-профессионального развития студентов, которые остаются актуальными и могут быть использованы в условиях современного высшего профессионального образования. Показана позитивная роль профессиональной подготовки обучающихся через «систему педагогических практик». Представлены научные традиции факультета, заложенные А.Н. Лутошкиным, Л.И. Уманским, передаваемые высокопрофессиональным преподавательским составом, позволяющие приобрести навыки научно-исследовательской деятельности. Проанализировано многообразие творческой стороны жизни факультета, создающее условия для самовыражения личности каждого студента и воплотившееся в жизненных сценариях выпускников. В статье подчеркивается ценность существующего студенческого самоуправления на факультете, основанного на командной работе, способной обеспечить необходимую гибкость, стимулировать творчество и создать атмосферу сотрудничества и поддержки. Намечены перспективные направления использования опыта личностно-профессионального становления и развития обучающихся в условиях современного высшего профессионального образования.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, личностно-профессиональное становление и развитие, педагогическая практика, организаторская деятельность, научно-исследовательская работа.
Список литературы: Альбуханова–Славская К.А. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М., 1997. Богачева Е.А. Личностно-профессиональное становление студентов // Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 28–30 окт. 2009 г.) / под общ. ред. Н.М. Рассадина. Кострома, 2009. С. 15. Воронина К.А. Наш истпед: воспоминания декана / под ред. А.Г. Кирпичника. Кострома, 2007. С. 49. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., 1986. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. С. 221. Чугунов Е.А. Истпед как основа профессиональной состоятельности и успешности // Преемственность и инновации в профессиональном воспитании студентов. М., 2011. С. 64. Чугунова О.Д. Управленческая команда как фактор инновационного развития организации // Экономическая наука – хозяйственной практике: материалы научной сессии IХ Междунар. науч.-практ. конф., г. Кострома, 16–19 мая 2007 г. Кострома, 2007. С. 382.
Информация об авторе: Чугунова Ольга Дмитриевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, od_chugunova@ksu.edu.ru
Информация о соавторе: Шепелева Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, lady.shepelewa2016@yandex.ru