39
Артемьева Любовь Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Мухамедьярова Наталья Андреевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Особенности допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе организаций высшего образования
Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А. Особенности допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе организаций высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 292-298. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-292-298
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-292-298
УДК: 371:377
Дата приема статьи в публикацию: 14.11.2021
Аннотация: Одним из ключевых ориентиров развития системы образования является качественная подготовка педагогов. В настоящее время идет поиск наиболее эффективных путей непрерывного педагогического образования, в котором допрофессиональная педагогическая подготовка школьников является важным этапом. Целью статьи является выявление особенностей допрофессиональной педагогической подготовки (ДПП) на базе организаций высшего образования на основе анализа передового педагогического опыта. Основу исследования составили материалы мониторинга, проведенного в 87 регионах России, по организации допрофессиональной педагогической подготовки, а также нормативные документы образовательных организаций, регулирующие эту деятельность. По результатам обобщения опыта авторы представляют целевые ориентиры организаций высшего образования, занимающихся данной проблемой. Практический интерес имеют описание форм и методов организации педагогических классов на базе вузов. Выявленные особенности позволяют использовать различные форматы включения вузов в процесс допрофессиональной педагогической подготовки школьников. В работе выделены наиболее перспективные модели организации работы со школьниками: Педагогический предуниверсарий и Сетевой педагогический класс. Статья имеет научную и практическую значимость для руководителей и педагогических коллективов образовательных организаций, занимающихся разработкой содержания допрофессиональной педагогической подготовки школьников, механизмов и организационно-педагогических условий организации этой деятельности.
Ключевые слова: допрофессиональная педагогическая подготовка, педагогический класс, обобщение опыта, педагогические вузы, непрерывное педагогическое образование, педагогическая профессия, модели педагогических классов.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00077-21-02 на выполнение научных исследований по теме «Допрофессиональная педагогическая подготовка обучающихся в системе непрерывного педагогического образования» (№ реестровой записи 730000Ф.99.1. БВ09АА00006).
Список литературы: Байбородова Л.В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 5. С. 93 – 99. Байбородова Л.В., Груздев М.В., Ходырев А.М., Чернявская А.П., Головина И.В., Папуткова Г.А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2021. Т. 7, № 3. С. 3 – 13. Беляева О.А. Профориентационный конструктор как инструмент психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Ярославский психологический вестник. 2021. № 1 (49). С. 66 – 69. Гущина Т.И. Тренды педагогического образования – основные направления развития Педагогического института / Т.И. Гущина, Л.Н. Макарова, А.Ю. Курин // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. Т. 25, № 187. С. 7 – 14. Гущина Т.И., Макарова Л.Н., Курин А.Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников // Вестник ТГУ. 2018. № 4 (174). С. 27 – 34. Дозморова Е.В., Лыба А.А. Система непрерывного педагогического образования как условие обеспечения подготовки педагога в соответствии с квалификационными требованиями профессионального стандарта // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. № 2 (214). С. 71 – 77. Логинова А.Н. Педагогизация актуальных социальных практик как современный инструмент допрофессиональной педагогической подготовки // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. 2020. № 6 (85). С. 286 – 289. Мандаева А.Е. Самоопределение личности в процессе формирования психолого-педагогической ориентации студентов на педагогическую профессию // Условия социально-экономического развития общества: история и современность: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Кингисепп, 26 апреля 2019 года. Кингисепп, 2019. С. 153 – 156. Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Басалаева Н.В., Казакова Т.В. Педагогический класс: новое прочтение традиционной формы ориентации на выбор педагогической профессии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51/3. С. 204 – 211. Мухамедьярова Н.А. Подготовка педагогов дополнительного образования к работе с детьми с особыми образовательными потребностями // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, Ярославль, 5–6 марта 2020 года. Ярославль, 2020. С. 30 – 37. Непрерывное педагогическое образование: результаты работы кафедр института педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского: коллективная монография / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, Т.Н. Гущиной, А.М. Ходырева. Ярославль, 2018. 276 с. Петрова А.А. Профессиональная мотивация при выборе будущей профессии студентов-первокурсников педагогического вуза // Европейский форум молодых исследователей: сб. ст., Петрозаводск, 22 октября 2019 года. Петрозаводск, 2019. С. 55 – 58. Современные тренды непрерывного образования: методология и практика становления лицейских классов в пространстве университета: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (г. Ульяновск, 25–26 сентября 2019 года) / под общ. ред. М.И. Лукьяновой, С.В. Данилова, В.А. Основиной. Чебоксары, 2019. 284 с. Тюстина Г.Г., Бауэр Е.А. Педагогический класс в вузе как форма организации профессиональной ориентации обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 10. С. 103 – 105. Успенский В.Б. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: сущность, методические рекомендации. Ярославль, 1998. 23 c. Чернявская А.П., Артемьева Л.Н., Мухамедьярова Н.А. Обобщение опыта допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Евразийский образовательный диалог: материалы международного форума. Ярославль, 2021. С. 529 – 534. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 62 – 70. Чернявская А.П., Байбородова Л.В., Головинина И.В., Груздев М.В., Папуткова Г.А., Ходырев А.М. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в современных условиях // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Вып. 6 (159). 2021. С. 4 – 10.
Информация об авторе: Артемьева Любовь Николаевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, knlnik@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4542-5470
Информация о соавторе: Мухамедьярова Наталья Андреевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, fominan.a@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9768-2164