- 41
- Формирование у школьников умений визуального представления образовательных результатов
- Аранова С.В., Ежкова И.Б. Формирование у школьников умений визуального представления образовательных результатов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 305-311. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-305-311
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-305-311
- УДК: 159.9:371.3
- Дата приема статьи в публикацию: 30.10.2021
- Аннотация: В статье обсуждается вопрос обновления смыслов оценивания образовательных результатов школьников, сопряженный с такими вызовами времени, как расширение информационного потока и феномен визуализации. Увеличение спектра оцениваемых достижений требует формирования у школьников универсальных умений понятно, эффектно представлять свои результаты с использованием средств визуализации, на что нацелено настоящее исследование. Результаты получены на основе педагогических наблюдений, опросов и анкетирования школьников и учителей, изучения массива проектно-исследовательских работ учеников 8–11 классов. Предложено комплексное решение по группам исследовательских задач: совершенствование образовательной среды школы, усиление ценностного компонента использования визуализации в образовательных целях, обогащение образовательного процесса. Анализ полученных данных показывает повышение мотивации у школьников к самостоятельному созданию и использованию визуальных форм представления собственных результатов адресной аудитории с соблюдением этических норм; общую активизацию их познавательной деятельности с применением визуальных форм представления информации. В то же время результаты выявляют, что педагогический инструментарий по формированию у школьников универсальных умений визуального представления образовательных результатов должен обеспечивать систему психологической, методической, технологической поддержки, органично включенной в уклад школы. Таким образом, имеются все основания для развития указанных направлений.
- Ключевые слова: представление образовательных результатов, визуализация учебной информации, феномен визуализации
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-013-00301.
- Список литературы: Агранович М. Л. Ресурсы в образовании: насыщение или пресыщение? // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 254 – 275. Аксенова А.Ю., Примчук Н.В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 43–49. Аранова С.В. К вопросу о принципах визуального представления учебной информации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2017. № 185. С. 96 – 102. Аранова С.В. Преодоление неуспешности учащихся путём оптимизации компонентов уклада школы // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2013. № 9. С. 2043. Аранова С.В. Феномен визуализации учебной информации как вызов в становлении современной личности // Личность и вызовы современности: интерпретация проблем различными научными школами: статьи Междунар. науч. конф., Майкоп, 25–26 сентября 2020 года. Майкоп; Краснодар, 2020. С. 11 – 15. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006. 72 с. Болотов В., Вальдман И. Как обеспечить эффективное использование результатов оценки образовательных достижений школьников // Образовательная политика. 2012. № 1 (57). С. 83 – 89. Игнатьева Е.Ю. Оценивание образовательных результатов школьников как обучающая стратегия // Непрерывное образование: XXI век. 2018. № 3 (23). С. 71 – 83. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург, 2012. 640 с. Казарина Т.Ю. Современная культура в визуальном пространстве // Вестник Кемеровского. государственного университета культуры и искусств. 2015. № 30. С. 39 – 48. Коган Е.Я., Посталюк Н.Ю., Прудникова В.А. Практика оценки метапредметных образовательных результатов школьников за рубежом // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 208 – 214. Крылова Н.Б. Школьный уклад – какое качество образования мы создаём? // Народное образование. 2010. № 6 (1399). С. 33 – 37. Лебедев О.Е. Как оценивать образовательные достижения учащихся // Школьные технологии. 2013. № 1. С. 31 – 39. Рогозина Т.В., Харитонова М.А., Беннер Е.В., Завалей В.А. Технологии публичного представления образовательных результатов учащихся в основной школе // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2018. № 2 (40). С. 51 – 57. Ряписова А.Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. 2015. № 4 (40). С. 54 – 65. Тарханова И.Ю. Образовательная среда: что волнует старшеклассников и какой они хотят видеть школу? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 2. С. 13 – 19. Троянская С.Л. Формирование медиакомпетентности школьников и студентов в условиях цифровой культуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 23 – 28. Dochowa S., Neumeyerb S. An investigation of the causal effect of educational expectations on school performance. Behavioral consequences, time-stable confounding, or reciprocal causality? Research in Social Stratification and Mobility, February 2021, vol. 71, pp. 100579