- 10
- Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции
- Вишневская О.Н., Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
- УДК: 378:004.3
- Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
- Аннотация: Статья посвящена описанию результатов исследования удовлетворенности студентов организацией дистанционного обучения в вузе, трудностей, возникающих при обучении в новых условиях самоизоляции, ресурсов и способов их преодоления. В исследовании приняли участие 1 288 студентов Костромского государственного университета всех курсов, форм обучения и уровней образования. Для статистической обработки данных использовался пакет SPSS 17.0 (корреляционный анализ Спирмена, контент-анализ свободных высказываний студентов). Показано, что переход на дистанционное обучение в условиях самоизоляции проходил весьма успешно, большинство студентов адаптировались к новой ситуации. Степень удовлетворенности студентов работой в дистанционном формате коррелирует с оценкой собственной успешности и с особенностями организации процесса обучения. Дефицит общения с преподавателями и трудности в освоении учебного материала формируют у студентов запрос на расширение диапазона используемых средств связи и инструментов обучения. Установлено, что студенты испытывают ряд организационных и личностных трудностей, связанных с переходом на дистанционный формат обучения. Однако большинство обучающихся успешно преодолевают их, используя конструктивные стратегии совладания, направленные на решение проблемы и поиск поддержки. Предложены пути повышения степени удовлетворенности студентов работой в системе дистанционного обучения, направленные на повышение уровня их психологического благополучия: ориентация на диалогический подход, организация методического сопровождения учебных курсов, актуализация организационных функций преподавателей-кураторов, реализация командной работы преподавателей с целью обеспечения междисциплинарности и интегративности приобретаемых знаний и компетенций.
- Ключевые слова: студенты, дистанционное образование, система дистанционного обучения, удовлетворенность организацией процесса обучения, психологическое благополучие студентов, психологическая готовность
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20
- Список литературы: Васильева Е.Н., Фугело Н.А. Удовлетворенность обучением – активная проблема образования // Науковий огляд. 2017. № 6 (38). С. 49–79. Елисеева Е.Н. Факторы удовлетворенноти потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2. Сер.: Управление. Вып. 9. С. 38–40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с. Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136–144. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466–469. URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 04.06.2020). Миназова Л.И, Гладков Д.А. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов средствами дистанционного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании 2014: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф., Ульяновск, 18–20 марта 2014 г.: в 2 т. Ульяновск: УлГТУ, 2014. С. 78–84. Никуличева Н.В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса // Интерактивное образование. 2019. № 3. С. 16–20. Никуличева Н.В. Психологическая готовность педагога и обучающегося к взаимодействию в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). Казань: Юниверсум, 2019. Вып. 1 (17). С. 373–381. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф. 2017. № 1. С. 337–340. Поляков Е.А Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 143–149. Штерензон В.А., Штерензон Вл.А. Психологические особенности студентов дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31330 (дата обращения: 04.06.2020). Штерензон В.А., Худякова С.А. Психологические особенности мотивации учебной деятельности студентов в эпоху цифровых образовательных технологий // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы междунар. науч.-метод. конф. (НОТВ-2017). Екатеринбург: УрФУ, 2017. C. 542–547.