10
Вишневская Оксана Николаевна
Костромской государственный университет
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Воронцов Дмитрий Борисович
Костромской государственный университет
Самохвалова Анна Геннадьевна
Костромской государственный университет
Тихомирова Елена Викторовна
Костромской государственный университет
Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции
Вишневская О.Н., Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В. Удовлетворенность студентов организацией дистанционного обучения в вузе в период самоизоляции // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 74-82. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-74-82
УДК: 378:004.3
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: Статья посвящена описанию результатов исследования удовлетворенности студентов организацией дистанционного обучения в вузе, трудностей, возникающих при обучении в новых условиях самоизоляции, ресурсов и способов их преодоления. В исследовании приняли участие 1 288 студентов Костромского государственного университета всех курсов, форм обучения и уровней образования. Для статистической обработки данных использовался пакет SPSS 17.0 (корреляционный анализ Спирмена, контент-анализ свободных высказываний студентов). Показано, что переход на дистанционное обучение в условиях самоизоляции проходил весьма успешно, большинство студентов адаптировались к новой ситуации. Степень удовлетворенности студентов работой в дистанционном формате коррелирует с оценкой собственной успешности и с особенностями организации процесса обучения. Дефицит общения с преподавателями и трудности в освоении учебного материала формируют у студентов запрос на расширение диапазона используемых средств связи и инструментов обучения. Установлено, что студенты испытывают ряд организационных и личностных трудностей, связанных с переходом на дистанционный формат обучения. Однако большинство обучающихся успешно преодолевают их, используя конструктивные стратегии совладания, направленные на решение проблемы и поиск поддержки. Предложены пути повышения степени удовлетворенности студентов работой в системе дистанционного обучения, направленные на повышение уровня их психологического благополучия: ориентация на диалогический подход, организация методического сопровождения учебных курсов, актуализация организационных функций преподавателей-кураторов, реализация командной работы преподавателей с целью обеспечения междисциплинарности и интегративности приобретаемых знаний и компетенций.
Ключевые слова: студенты, дистанционное образование, система дистанционного обучения, удовлетворенность организацией процесса обучения, психологическое благополучие студентов, психологическая готовность
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20
Список литературы: Васильева Е.Н., Фугело Н.А. Удовлетворенность обучением – активная проблема образования // Науковий огляд. 2017. № 6 (38). С. 49–79. Елисеева Е.Н. Факторы удовлетворенноти потребителей образовательных услуг качеством обучения в вузе // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2. Сер.: Управление. Вып. 9. С. 38–40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с. Колобова Е.А., Самохвалова А.Г., Сокова Г.Г., Тимонина Л.И. Ролевая структура профессиональной деятельности преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 136–144. Кузняк Н.Б., Гаген Е.Ю. Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 466–469. URL: https://moluch.ru/archive/145/40765/ (дата обращения: 04.06.2020). Миназова Л.И, Гладков Д.А. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетентности студентов средствами дистанционного обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании 2014: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф., Ульяновск, 18–20 марта 2014 г.: в 2 т. Ульяновск: УлГТУ, 2014. С. 78–84. Никуличева Н.В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса // Интерактивное образование. 2019. № 3. С. 16–20. Никуличева Н.В. Психологическая готовность педагога и обучающегося к взаимодействию в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). Казань: Юниверсум, 2019. Вып. 1 (17). С. 373–381. Поляков И.В. Современные дистанционные занятия как наиболее популярный способ самообразования // Конференциум АСОУ: сб. науч. трудов и материалов науч.-практ. конф. 2017. № 1. С. 337–340. Поляков Е.А Организация электронного обучения с использованием информационной образовательной среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 143–149. Штерензон В.А., Штерензон Вл.А. Психологические особенности студентов дистанционного обучения // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/02/31330 (дата обращения: 04.06.2020). Штерензон В.А., Худякова С.А. Психологические особенности мотивации учебной деятельности студентов в эпоху цифровых образовательных технологий // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы междунар. науч.-метод. конф. (НОТВ-2017). Екатеринбург: УрФУ, 2017. C. 542–547.
Информация об авторе: Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, o_vishnevskaya@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
Информация о соавторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Воронцов Дмитрий Борисович, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, d-vorontsov@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1427-0602
Информация о соавторе: Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, a_samohvalova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4401-053X
Информация о соавторе: Тихомирова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, tichomirowa82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3844-4622