5
Самохвалова Анна Геннадьевна
Костромской государственный университет
Тихомирова Елена Викторовна
Костромской государственный университет
Вишневская Оксана Николаевна
Костромской государственный университет
Шипова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки
Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., Шипова Н.С. Субъективное благополучие студентов, поступивших в вуз на разные направления подготовки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 32-38. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-32-38
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: В статье рассматривается проблема субъективного благополучия как важной составляющей психологического благополучия личности. Анализируется степеньудовлетворенности жизнью у студентов вуза, поступивших на разные направления подготовки; раскрывается специфика субъективного восприятия первокурсниками собственной успешности в различных сферах жизнедеятельности. В исследовании приняли участие 230 студентов-первокурсников Костромского государственного университета, поступивших на четыре разных направления подготовки. Результаты исследования показали, что студенты в начале своего профессионального пути, независимо от направления подготовки, на котором они обучаются, достаточно высоко оценивают степень своей успешности в жизни; верят в свои силы, планируют свою жизнь и ставят цели на будущее. Вместе с тем степень субъективного благополучия студентов невысока; обучающиеся не вполне удовлетворены своей жизнью и своим местом в ней; ориентированы преимущественно на эмоциональную насыщенность собственной жизни. Ведущими мотивами студентов являются профессиональные мотивы, которые оказывают влияние на эффективность учебной деятельности и связаны с оценкой собственной успешности в жизни. Установлено, что у первокурсников недостаточно развита инновационность мышления; они предпочитают работать в рамках установленных правил, ориентированы больше на решение проблемы, чем на ее поиск, испытывают трудности при применении и анализе новых идей. Выявление специфики субъективного благополучия первокурсников, поступивших в вуз на разные направления подготовки, позволяет наметить перспективы психолого-педагогического сопровождения студентов на всех этапах обучения в рамках повышения уровня их психологического благополучия в образовательной среде вуза.
Ключевые слова: психологическое благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью, студенты, психологический климат, мотивы учебной деятельности, инновационность мышления.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и КН РА в рамках научного проекта № 20-513-05005\20
Список литературы: Виноградова Г.А. Субъективное благополучие личности студента в условиях социально-экономического кризиса // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 18–20. Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы // Проблемы развития территории. 2009. № 2 (48). С. 98–105. Даниленко О.И. Антиципационная состоятельность как предиктор субъективного благополучия студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3 (24). С. 264–268. Карапетян Л.В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия // Известия Уральского федерального ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2014. № 1 (123). С. 171–182. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2014. 174 с. Матюшина М.Г.Основные подходы к раскрытию понятия «субъективное благополучие» в отечественной и зарубежной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 182. С. 127–131. Полушкина И.В. Развитие внутренних ресурсов личности как условие повышения субъективной оценки качества жизни безработным: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 23 с. Федотова Е.Е. Субъективное благополучие студентов и его факторы: Теоретический анализ // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2020. № 3. С. 63–69. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративной концепции). Саратов, 2004. 180 с. Яремчук С.В. Соотношение уровня субъективного благополучия и стремления человека к изменениям // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Yaremchuk.phtml.phtml (дата обращения: 12.06.2021).
Информация об авторе: Самохвалова Анна Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, a_samohvalova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-4401-053X
Информация о соавторе: Тихомирова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, tichomirowa82@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3844-4622
Информация о соавторе: Вишневская Оксана Николаевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, o_vishnevskaya@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1591-0077
Информация о соавторе: Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297