2
Опекина Татьяна Петровна
Костромской государственный университет
Шипова Наталья Сергеевна
Костромской государственный университет
Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности
Шипова Н.С., Опекина Т.П. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7-15. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-7-15
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: В данной статье представлены результаты теоретического изучения феноменов самореализации, самоактуализации и самоэффективности. Описаны основные аспекты понимания и соотнесения данных феноменов в классической и современной отечественной и зарубежной психологии. Выделены родственные феномену самореализация понятия как в области психологии, так и педагогики. Представлены сходства и различия феноменов самореализации, самоактуализации, самоэффективности, а также их соотнесение и сопоставление. Дан сравнительный анализ изучаемых понятий. По результатам теоретического анализа в основе процессов самореализации и самоактуализации лежит внутреннее побуждение человека к росту, развитию личности, реализации своего потенциала. Оба эти процесса в силу их субъективности трудно наблюдать извне и измерить. Нами выделены основные различия, заключающиеся в большей осознанности и планомерности процесса самореализации, а также ее преимущественно «социальной» направленности, при этом самоактуализация зачастую связана с борьбой с внешними силами, стремление к самореализации же, скорее, одобряемо и поддерживаемо социумом. Понятия самореализации и самоэффективности объединяет свойственная им представленность во внешнем плане жизни личности, а также осознанность, активность, целеполагание, ориентация на достижение успеха. В отличие от самоэффективности, саморелизация представляет собой процесс, а не устойчивое образование и может выражаться как во внешнем, так и во внутреннем плане через связь с ценностно-смысловой, мотивационной сферами личности.
Ключевые слова: самореализация, самоактуализация, самоэффективность, теоретический анализ, личностный рост, развитие, реализация потенциала.
Список литературы: Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии: перевод с немецкого. М.: Когито-Центр, 2002. 220 с. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 384 с. Базаева Ф.У. Категория самореализации в отечественной психологии и философии образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология, 2011. С. 11–15. Владимирова Ю.В. Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета. 2014. Т. 19. № 2. С. 703–707. Григорьева А.А., Поваренков Ю.П. Проблема соотношения и взаимодействия профессиональной самоактуализации и профессиональной самореализации личности // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 166–174. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация человека. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 2008. 459 с. Исаев Е.И., Галушкин П.А. Психологические типы самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья // Акмеология. 2015. № 2 (54). С. 84–89. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: (Основные сферы жизнедеятельности): дис. ... д-ра. психол. наук, 2001. 398 c. Кудинов С.И. Самореализация как системное психологическое образование // Ростовская электронная газета. 2007. № 16. URL: http://www.relga.ru (дата обращения: 12.04.21). Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. С. 15–16. Леонтьев Д.А. Самореализация // Человек: философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. 2000. С. 322–324. Мадди С. Теории личности. Сравнительный анализ / пер. И. Авидон, А. Батустин, П. Румянцева. СПб.: Изд-во «Речь», 2002. 539 c. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: науч. ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной / пер. с англ. А.М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999а. 432 с. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А.Т. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999б. 478 с. Маслоу А. На подступах к психологии бытия. М.: Рефл-бук, 1997. 140 c. Мэй Р. Смысл тревоги / пер. М.И. Завалова, А.Ю. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с. Никашина Н.А. Проблема самореализации личности от античности до наших дней // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2011. № 4 (7). С. 207–210. Овчаренко Н.В. Сравнительный анализ понятий «самореализация» и «самоактуализация» как составляющих категориального аппарата философии образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. 2015. № 3-3 (53). С. 141–144. Плотникова Е.С., Маслова Т.М. Самоактуализация и самореализация: сходство, различия и взаимосвязь явлений // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2018. № 2. С. 22–32. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / под общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вступ. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с. Хаммад С.М. Исследования самореализации личности в России и за рубежом // Вестник РУД. Сер.: Психология и педагогика. 2013. № 3. C. 44–48. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление / пер. Е.И. Замфир. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. 318 c. Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest through proximal self-motivation. Journal of Personality and Social Psychology, 1981, № 41, pp. 586–598. Maddi S.R. Hardiness training at Illinois Bell Telephone. In Opatz J. (Ed.). Health promotion evaluation. Stephens Point, 1987, pp. 101–115. Seligman M.E., Weiss J. Coping behavior: Learned helplessness, physiological activity, and learned inactivity. Behavior Research and Therapy. Behavior. Learned helplessness, 1980, № 18, pp. 459–512.
Информация об авторе: Опекина Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, grigorova.t90@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3373-8269
Информация о соавторе: Шипова Наталья Сергеевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ns.shipova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0741-1297