23
Орехова Елена Николаевна
Костромской государственный университет
Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам
Орехова Е.Н. Межкультурная коммуникация как основа эффективного обучения иностранным языкам // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 168-174. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-168-174
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-168-174
УДК: 811.11'38
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: В статье рассматривается роль и значение межкультурной коммуникации в процессе изучения иностранного языка в вузе; межкультурное взаимодействие рассматривается как источник формирования и развития профессиональных и личностных качеств студентов, межкультурной компетентности и межэтнической толерантности, как средство фасилитации коммуникативных трудностей в ситуациях иноязычного общения. В современном обществе (в условиях цифровизации, развития информационных и социальных сетей, внедрения дистанционного образования) межкультурное иноязычное общение рассматривается как неотъемлемый элемент жизни, обучения и характеризуется интенсивным обменом информацией, ценностями, опытом, созданием и поддержанием контактов, развитием сотрудничества. Межкультурный диалог позволяет обучающимся расширять свои знания о культурных особенностях, традициях, этикете, обычаях людей, живущих в разных странах; понимать и принимать языковое и культурное многообразие партнеров по общению; совершенствовать свои умения и способности, применять языковые и речевые средства, избирать стратегии и тактики поведения и общения, приемлемые для достижения взаимопонимания и поставленных целей в соответствии с коммуникативной задачей и коммуникативной ситуацией. Опора на межкультурную коммуникацию в процессе изучения иностранных языков способствует интериоризации новых знаний, развитию социальной активности, креативности и мобильности студентов, повышает мотивацию к изучению иностранного языка, вдохновляет на применение новых интересных психолого-педагогических форм в учебе и работе, позволяющих эффективно взаимодействовать в условиях поликультурного разнообразия.
Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурное взаимодействие, изучение иностранных языков, развитие личности, коммуникативные трудности
Список литературы: Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31–42. Выготский Л.С. Полное собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 6. 145 с. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с. Дегтярев Д.А. Рецепция в контексте культурологического подхода // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 5 (52). С. 29–35. Дигина О.Л. Формирование межкультурной коммуникации студентов гуманитарных вузов (на примере изучения иностранного языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2005. 24 с. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. № 4. С. 15–21. Наролина В.И. Межкультурная коммуникативная компетентность как интегративная способность межкультурного общения специалиста. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2010_2_Narolina.pdf (дата обращения: 25.04.2021). Орехова Е.Н., Самохвалова А.Г. Динамика коммуникативных трудностей студентов, изучающих иностранный язык, в ситуациях межкультурного общения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 2. С. 76–78. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. Москва: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 288 с. Самохвалова А.Г. Развитие межкультурной коммуникативной компетентности детей и подростков: учеб. пособие. Кострома: Изд-во Костромского гос. ун-та, 2018. 172 с. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности детей и подростков в процессе межкультурного общения: обзор европейских исследований // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 217–224. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка в поликультурной социальной среде: монография. Кострома, Костромской государственный университет, 2019. 280 с. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности подростков: исследование психометрических качеств опросника «Трудности в общении со сверстниками и взрослыми». URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.04.2021). Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 264 с. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. М.: Высшая школа, 1989. 236 с. Щукин А.Н. Методика обучению речевому общению на иностранном языке: учеб. пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М.: ИКАР, 2011. 454 с. Hall E. The Silent Language. New York. Doubleday, 1959, 240 с. Trager G. Culture and Communication: A Model and an Analysis. G. Trager, E. Hall. Explorations, 1954, № 3, рр. 157–249.
Информация об авторе: Орехова Елена Николаевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, orelena33@yandex.ru