6
Красникова Ольга Владимировна
Приволжский исследовательский медицинский университет
Катунова Валерия Валерьевна
Приволжский исследовательский медицинский университет
Божкова Елена Димитрова
Приволжский исследовательский медицинский университет
Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях
Красникова О.В., Катунова В.В., Божкова Е.Д. Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в российских учебных организациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 39-46. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-39-46
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-39-46
УДК: 159.9.072
Дата приема статьи в публикацию: 12.05.2021
Аннотация: В обзоре рассмотрена проблема психологического здоровья педагогов в российских учебных организациях: школах, колледжах, вузах, интернатах. Проанализированы и структурированы современные литературные данные о проведенных психологических исследованиях здоровья преподавателей в различных образовательных учреждениях России, отмечена их специфика и сходства. В работе поднимется вопрос о важности мониторинга актуального состояния педагогов; рассматриваются такие показатели психологического нездоровья, как эмоциональное выгорание, психическая дезадаптация, деперсонализация. Отмечен неуклонный рост и неутешительная динамика увеличения численности педагогов, испытывающих профессиональное выгорание. Рассмотрены варианты оказания психологической поддержки педагогам школ и вузов (индивидуальные и групповые тренинги; сеансы саморефлексии; изучение специальной литературы); оценен результат апробации программы психологической помощи. Отмечены возможные перспективы развития Медицинского университета Нижнего Новгорода в контексте проблематики сохранения и развития психологического здоровья педагога. Установлено, что направленное применение комплекса психологических мероприятий, сохраняющих и развивающих здоровье педагогических работников, оказывает влияние не только на состояние участников образовательного процесса, но и гарантирует эффективность их деятельности, тем самым определяя успешность системы образования в целом.
Ключевые слова: психологическое здоровье педагога, эмоциональное выгорание, психическая дезадаптация, психологическая поддержка.
Список литературы: Бакланов К.В., Потапов Д.А. Система психологического сопровождения развития креативности будущих педагогов // Бюллетень международного центра «Искусство и образование»: Профессиональное образование. 2016. № 2. С. 1–10. Божкова Е.Д., Коновалов А.А. Анализ современного международного опыта организации психологической и психиатрической помощи в условиях школы (обзор) // Медицинский альманах. 2020. № 1 (62). С. 36–46. Дульзон А.А., Васильева М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 61–72. Куприянова И. Е., Дашиева Б.А., Карауш И.С. Качество жизни и психическое здоровье педагогов, работающих в различных системах образования (общее, коррекционное, инклюзивное) // Вестник ТГПУ. 2013. № 11 (139). С. 87–93. Ларионова М.А. Психологическое здоровье педагога российской образовательной системы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. С. 99–103. DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.30.99. Мокаева М.А. Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 37–41. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений: учебное пособие // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 9. С. 17–20. Перышкова C.А. Проблема сохранения психологического здоровья педагога в современном обществе // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий индустрии. 2017. № 4. С. 290–295. Печеркина А.А., Синякова М.Г., Чуракова Н.И. Технологии поддержки профессионального здоровья учителя: монография: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург: [б. и.], 2011. 158 с. Поздышева Л.Н., Катунова В.В. Интеграция кадровой и психологической оценки компетентности педагога ДОУ // Мир педагогики и психологии. 2017. № 3 (8). С. 56–70. Семиздралова О.А. Психологическое здоровье педагога и пути его сохранения // Народное образование. 2010. № 1. С. 130–135. Семыкин В.А., Лебедчук П.В. Саморазвитие личности преподавателя аграрного вуза как основа становления его профессионализма // Педагогика. 2015. № 1. С. 74–76. Серафимович И.В. Социально-психологическое здоровье педагогов и метакогнитивные процессы // Мир науки: интернет-журнал. 2018. Т. 6. № 1. С. 1–10. Сорокина Л.В., Попова О.А. Психологическое здоровье педагогов, факторы, его определяющие // Вестник ТГУ. 2012. Т. 17, № 2. С. 797–801. Третьякова В.С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Психология профессионального развития. 2019. № 2. С. 71–85. Третьякова В.С., Мухлынина О.В. Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1 (36). С. 55–65.
Информация об авторе: Красникова Ольга Владимировна, кандидат биологических наук, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, lala-g@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-4425-1819
Информация о соавторе: Катунова Валерия Валерьевна, кандидат биологических наук, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, katunova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7775-1545
Информация о соавторе: Божкова Елена Димитрова, кандидат медицинских наук, Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Россия, readytotalk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4662-3601