16
Кашапов Мергаляс Мергалимович
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Волченкова Анастасия Александровна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Модель психического подростков в контексте инклюзивного образования
Кашапов М.М., Волченкова А.А. «Модель психического» как предиктор формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 118-127. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-118-127
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-118-127
УДК: 159.922.7:376
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: Актуальность исследования определяется практической необходимостью понимания и теоретического обоснования психологической основы процесса формирования толерантности как индивидуальной черты у подростков, в том числе и определение наличия других личностных особенностей, проявляющихся в качестве предикторов формирования толерантности. Основная цель статьи – обобщенная характеристика эмпирических данных пилотажного исследования черт личности подростков в контексте инклюзивного образования. Для достижения этой цели могут быть определены психологические механизмы социальных взаимоотношений подростков. В контексте инклюзивного образования проблема «модели психического» как предиктора формирования толерантности у подростков исследована в рамках методологических принципов, которые были разработаны S. Baron-Cohen, а также системно-субъектного подхода Е.А. Сергиенко, творчески интегрированного в системный подход (Б.Ф. Ломов, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков), в том числе и субъективно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков) в психологии. Представлены и подтверждены полученные результаты эмпирического исследования «модели психического» как предиктора формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования. В проведенной регрессионно-аналитической процедуре с использованием «модели психического» выделены основные личностные предикторы формирования подростковой толерантности – «ситуативная тревожность», «самоконтроль в общении» и «самоотношение». С помощью «модели психического» можно осмыслить внутренний мир подростков. В исследовании подтверждаются все возможности новых исследований для анализа способностей подростков к пониманию собственного психического мира и психического мира других людей. Сделан вывод о том, что использование «модели психического» является весьма эффективным и имеет возможности для проведения исследований в области изучения черт личности, особенно формирования толерантности у подростков в контексте инклюзивного образования в целом.
Ключевые слова: толерантность, инклюзивное образование, подростки, ограниченные возможности здоровья, модель психического.
Список литературы: Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11. Кашапов М.М., Волченкова А.А. Когнитивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2015. Т. 25, вып. 4. С. 75–80. Кашапов М.М., Волченкова А.А. Когнитивные и регулятивные основы формирования толерантности школьников в контексте инклюзивного образования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 23. С. 40–49. Кашапов М.М., Волченкова А.А. Влияние креативности подростков с разным типом психического развития на выбор стратегии поведения в конфликте // Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. О.И. Ключко. СПб.: НИЦ АРТ, 2016. С. 119–125. Кашапов М.М., Волченкова А.А. Основы формирования толерантности как системного качества школьников в контексте инклюзивного образования // Ярославский психологический вестник. 2018. № 1 (40). С. 101–107. Малофеев Н.Н. Особый ребёнок – обычное детство // Дефектология. 2010. № 6. С. 3–8. Семаго Н.Я., Чиркова О. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / под общ.ред. М.М. Семаго. М.: Генезис, 2011. 288 с. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического как ментальный механизм становления субъекта // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябинкиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 113–146. Солдатова Г.У. Разные, но равные: большие психологические игры / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004. 336 с. Henry J.D., Phillips L.H., Ruffman T., Bailey P.E. A meta-analytic review of age differences in theory of mind. Psychology and Aging, 2013, 28 (3), рр. 826–839. Kashapov M. Cognitive and Regulatory Foundations of Tolerance in Schoolchildren in Inclusive Education, ed. by M. Kashapov, A. Volchenkova. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS: ECCE 2018 VII International Conference Early Childhood Care and Education. Moscow, 2018, pp. 34–42.
Информация об авторе: Кашапов Мергаляс Мергалимович, доктор психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, smk007@bk.ru, https://orcid.org/0000-0003-1968-090X
Информация о соавторе: Волченкова Анастасия Александровна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, 24Crocus95@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-8691-7132