3
Истомина Светлана Владимировна
Шадринский государственный педагогический университет
Формирование конструктивных стратегий поведения младших школьников в конфликте со сверстниками
Истомина С.В. Формирование конструктивных стратегий поведения младших школьников в конфликте со сверстниками // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 16-23. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-16-23
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-16-23
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: В статье рассматривается проблема конфликтного поведения обучающихся младшего школьного возраста. Показана необходимость формирования конструктивных стратегий поведения детей в конфликте посредством реализации разработанной программы. Приведены результаты констатирующего эксперимента, проведенного на выборке 60 четвероклассников, с использованием следующего диагностического инструментария: методика К. Томаса – Р. Килманна «Стиль конфликтного поведения» (в адаптации Н.В. Гришиной), экспертная оценка поведения школьников в конфликтной ситуации педагогами и родителями, анкета для учителя «Признаки конфликтности» Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной). Анализ данных показал, что большинство детей младшего школьного возраста выбирают неконструктивные стратегии поведения (приспособление, конкуренция, избегание), а также имеют повышенный уровень конфликтности, что свидетельствовало о целесообразности разработки и реализации программы по формированию конструктивных стратегий их поведения. Проведено 15 групповых занятий в форме тренинга с использованием ролевых игр, психогимнастических упражнений, мини-лекций, дискуссий, анализа ситуаций. Контрольный эксперимент, а также применение методов математической статистики показали эффективность проделанной работы: наличие изменений в стратегиях поведения в конфликте, в частности, обучающиеся чаще выбирают конструктивные стратегии (сотрудничество и компромисс) и реже – деструктивные (соперничество и уход); отмечено снижение уровня конфликтности.
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, конструктивные стратегии поведения в конфликте, младшие школьники.
Список литературы: Багаева В.В. Стратегии поведения в конфликте // Сибирский торгово-экономический журнал. 2015. № 1 (20). С. 91–92. Кох И.А. Конфликтология. Теория и практика управления конфликтами. Екатеринбург: УГГУ, 2015. 227 с. Леонов Н.И. Конфликтология: общая и прикладная. Москва: Юрайт, 2019. 395 с. Мириманова М.С. Конфликтология. Москва: Академия, 2004. 320 с. Панина Е.А. Факторы, влияющие на выбор стратегии поведения в конфликте у младших школьников. URL: https://psyjournals.ru/bezopasnost_obrazovania/issue/panina_full.shtml (дата обращения: 18.03.2021). Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 416 с. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. Москва: Педагогика, 1988. 365 с. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. Москва: Просвещение, 2007. 227 с. Юферова М.А. Развитие духовных способностей педагога как «понимающего субъекта» при организации медиации школьных конфликтов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 87–92. URL: https://vestnik-pip.ksu.edu.ru/attachments/article/399/yuferova-ma-vestnik-pip-2020-3-ru.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
Информация об авторе: Истомина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, istomina-sv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6624-8875