27
Воронцова Ольга Романовна
Костромской государственный университет
Чебунькина Татьяна Алексеевна
Костромской государственный университет
Оценка психоэмоционального состояния студентов в процессе обучения высшей математике с использованием цветоматрицы
Воронцова О.Р., Чебунькина Т.А. Оценка психоэмоционального состояния студентов в процессе обучения высшей математике с использованием цветоматрицы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 196-202. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-196-202
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-196-202
УДК: 159.9:378
Дата приема статьи в публикацию: 21.08.2020
Аннотация: В статье рассматривается психоэмоциональное состояние студентов при изучении модулей «Интегральное исчисление» и «Дифференциальные уравнения» в курсе высшей математики. Описаны факторы, влияющие на степень усвоения учебного материала первокурсниками, отмечены причины возникновения эмоционального (психологического) стресса. Исследование подтверждается эмпирическим описанием, которое проводилось с использованием методики «цветопись», впервые применённой для оценки психоэмоционального состояния первокурсников при изучении разделов курса высшей математики. Предложенная методика дает возможность«увидеть» настроение студентов по каждой изучаемой теме модуля, проследить динамику эмоциональных состояний в коллективе по темам каждого модуля и общую картину настроений каждой личности в студенческой группе. Цветоматрица позволяет фиксировать эмоциональный отклик на события (для нас это модули курса) и выяснить, как его восприняли студенты, кто из них испытывает трудности. Изучение психоэмоционального состояния респондентов проводилось путем анкетирования, где авторов интересовало, как отражаются на самочувствии/настроении студентов изучаемые учебные материалы по теме «Интегральное исчисление» и «Дифференциальные уравнения». На основе проведенного анализа были определены наиболее сложные для изучения темы модулей, даны рекомендации по их возможным формам и методам преподавания.
Ключевые слова: цветовой тест, цветоматрица, психоэмоциональное состояние, первокурсник, высшая математика, образовательная среда, стресс
Список литературы: Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ, 2006. 525 с. Воронцова О.Р. Математика: лекции: в 2 ч. Кострома: Изд-во Костром. гос. техн. ун-та, 2014. Ч. 1. 198 с. Воронцова О.Р. Профессионализм преподавателя математики как фактор успеваемости студента // Наука и современность – 2014. Махачкала, 2014. С. 145–148. Воронцова О.Р., Садовская О.Б. Структурно-тематические карты. Кострома: Изд-во Костром. гос. техн. ун-та, 2010. 170 с. Кубашичева Л.Н. Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья // Austrian Journal of Humanities and Social Sciinces. 2014. № 9–10. С. 171–173. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 128 с. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / В.Р. Бильданова, Г.К. Бисерова, Г.Р. Шагивалеева. Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. 142 с. Резник С.Д., Черниковская М.В., Носова Е.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в университете: опыт, проблемы, перспективы // Вестник КемГУ. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 36–41. Рюмина Е.А., Мищенко Н.В., Трифонова Т.А. Оценка адаптивных возможностей учащихся второго курса вуза // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 5. С. 40–42. Чебунькина Т.А., Борисова Е.А. Прикладная направленность курса «Линейная алгебра» // Актуальные технологии преподавания в высшей школе. Кострома: Костром. гос. ун-т, 2019. С. 120–123. Чебунькина Т.А., Землякова И.В., Борисова Е.А. Сборник задач по высшей математике: в 3 ч. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Ч. 3. 78 с.
Информация об авторе: Воронцова Ольга Романовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0527-6351, кандидат технических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия E-mail: olga_voroncova_p@mail.ru
Информация о соавторе: Чебунькина Татьяна Алексеевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0527-6351, кандидат технических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия E-mail: bunkinata@mail.ru