5
Тихомирова Елена Викторовна
Kостромской государственный университет
Самохвалова Анна Геннадьевна
Kостромской государственный университет
Субъектность и авторство жизни у женщин среднего возраста: испытание сепарацией
Тихомирова Е.В., Самохвалова А.Г. Субъектность и авторство жизни у женщин среднего возраста: испытание сепарацией // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 41-47. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-41-47
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-41-47
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 18.11.2020
Аннотация: В исследовании обозначено проблемное поле, связанное с особенностями построения жизни женщинами в период среднего возраста, характеризующимися разным стилем психологической сепарации от фигуры матери. Авторы исходили из предположений, что 1) существуют отличия в показателях психологического благополучия у женщин среднего возраста с высоким и низким уровнем сепарации от матери; 2) связь между стратегиями жизни матерей и дочерей на этапе взрослости, проявляющаяся в сопряженности показателей когнитивно-поведенческих стратегий преодоления, смысложизненных ориентаций и восприятия временной перспективы, специфична в зависимости от типа и степени сепарации; 3) психологическая сепарация от матери определяет авторство построения жизни взрослой дочерью. В исследовании приняли участие 170 женщин г. Костромы и Костромской области, из них из них 85 взрослых дочерей (М = 33 ± 5.3), 85 их матерей (М = 58 ± 6.7). Основные методы: «Незаконченные предложения» (Солдатова, 2007); «Тест смысложизненных ориентаций» (Леонтьев, 1988); опросник «Когнитивно-поведенческие стратегии преодоления» (Сизова, Филиппченкова, 2002); методика «Мой жизненный путь» (Соломин, 2007); опросник «Измерение психологической сепарации от родителей PSI» Дж. Хоффмана (Садовникова, Дзукаева, 2014). Исследование выполнено на стыке номотетического и идиографического подходов. Выводы: при психологической неотделенности дочери от матери во взрослом возрасте прослеживается тесная сопряженность когнитивно-поведенческих стратегий преодоления трудных ситуаций матерей и дочерей, целевых установок и особенностей жизненного планирования, что, в свою очередь, негативно отражается на функционировании и жизнедеятельности дочери. Сепарация от матери в период средней взрослости имеет определяющее значение для реализации субъектной позиции женщины в построении и осмыслении собственной жизни, для выбора когнитивно-поведенческих стратегий при трудностях, принятия личной ответственности.
Ключевые слова: женщины, средний возраст, психологическая сепарация, стратегия жизни, когнитивно-поведенческие стратегии, жизненный путь, временная перспектива, психоэмоциональное состояние
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке госзадания Министерства науки и высшего образования FZEW-2020-0005
Список литературы: Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Опыт использования русскоязычной версии опросника psi (psychological separation inventory) в изучении сепарации взрослых детей с родителями // Психологическая диагностика. 2014. № 3. С. 3–20. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2000. С. 14–18. Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 1. С. 59–71. Маленова А.Ю., Потапова Ю.В. Феномен сепарации: определение проблемного поля исследования // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2013. № 2. С. 41–48. Павлова Н.С., Сергиенко Е.А. Исследование качества жизни, связанного со здоровьем, во взаимосвязи с временной перспективой на этапе позднего онтогенеза // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 47–55. DOI 10.34216/2073-1426- 2020-26-2-47-55. Сизова И.Г., Филипченкова С.И. Методика диагностики когнитивно-поведенческих стратегий преодоления // Современная психология: состояние и перспективы исследований: материалы юбилейной науч. конф. ИП РАН. М.: ИП РАН, 2002. С. 180–199. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. С. 2, 155–164, 218. Соломин И.Л. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь»: методическое руководство. СПб.: Иматон, 2007. С. 8–16. Харламенкова Н.Е., Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация. Подходы, проблемы, механизмы. М.: Институт психологии РАН, 2015. 367 с. Чеботарева Е.Ю., Королева Е.В. Психологическое благополучие женщин среднего возраста с разным брачным статусом. Роль сепарации от родительской семьи // Психология и психотерапия семьи. 2019. № 3. С. 19–44. Эльячефф К., Эйниш Н. Дочки-матери. Третий лишний? М.: Издательство «Институт общегуманитарных исследований», 2006. 448 с. Doctors S. (2000) Attachment-individuation: Clinical notes toward a reconsideration of “adolescent turmoil”. Adolescent Psychiatry, 25, 3–16. Hoffman J.A. (1984) Psychological separation of late adolescents from their parents. Journal of Counseling Psychology, 31, 170–178. Leondari A., Kiosseoglou G. (2000) The relationship of parental attachment and psychological separation to the psychological functioning of young adults. The Journal of Social Psychology, vol. 140, 4, 451–464. Saraiva L.M., Matos P.M. (2012) Separation-individuation of Portuguese emerging adults in relation to parents and to the romantic partner. Journal of Youth Studies, vol. 15, 4, 499–517.
Информация об авторе: Тихомирова Елена Викторовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3844-4622, кандидат психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Kострома, Россия E-mail: tichomirowa82@mail.ru
Информация о соавторе: Самохвалова Анна Геннадьевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4401-053X, доктор психологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Kострома, Россия E-mail: a_samohvalova@ksu.edu.ru