12
Попова Ирина Викторовна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Серова Евгения Александровна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии
Попова И.В., Серова Е.А. Феномен эмпатии в поведении населения как стимулятор просоциального поведения в личностном развитии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 86-91. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-86-91
УДК: 316.62
Дата приема статьи в публикацию: 10.09.2020
Аннотация: В статье представлен анализ взаимосвязи эмпатии и просоциального поведения. Анализируется влияние уровня развития эмпатии на особенности просоциального поведения в личностном развитии. Проводится теоретический анализ феномена эмпатии и его влияния на просоциальное поведение с точки зрения междисциплинарного подхода. Рассматриваются исследования феномена просоциального поведения в рамках современных психологических доктрин. В статье приводятся результаты исследования, направленного на изучение влияния уровня эмпатии на формирование просоциального (помогающего) поведения. Исследование проводилось методом личного интервью. Опрос проводился по районированной квотной выборке, репрезентированной в соответствии с половозрастной и образовательной структурой населения г. Ярославля (n = 500 чел.). К основным выводам исследования можно отнести вывод о низком уровне поведенческой эмпатии, характеризующейся готовностью сочувствовать и помогать, руководствуясь эмоциональным соучастием. Можно говорить о корреляции эмпатийного потенциала личности и ее альтруистической направленности. Эмпатийный потенциал дает возможность предсказывать поведенческие реакции личности в реальной обстановке и представляет собой детерминанту формирования просоциального поведения. Принадлежность личности к социуму определяется его эмоциональными связями и оказывает влияние на формирование просоциального поведения.
Ключевые слова: эмпатия, просоциальное поведение, помогающее поведение, личность, социум, эмпатийный потенциал, милосердие
Список литературы: Болгов С.Ю. Теоретические основы изучения просоциального поведения и его компонентов // Приоритетные направления развития науки и образования. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 161–163. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 178 с. Гончаренко Е.С. Эмпатийный потенциал педагога как условие гуманизации психики субъектов образовательного пространства // Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 202–204. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. СПб., 2013. 304 с. Кузьмина В.П. Теоретический аспект исследования эмпатии как актуальная проблема современной психологии // Вестник ВятГУ, 2007. № 17. С. 107–112. Овшинов А.Н. Социальный порядок и хаос – динамическое равновесие (синергетический подход) // Гуманитарий Юга России. 2018. № 2. С. 181–194. Полякова О.О. Исследование взаимосвязи эмпатии и просоциального поведения личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2013. 160 с. Попова И.В. Ослабление консолидационного потенциала социума как фактор системного кризиса социальной солидарности // Социальные и гуманитарные знания. Ярославль: ЯрГУ, 2018. № 4 (16). С. 242–254. Ребер А. Большой толковый психологический словарь / пер. с англ. Е.Ю. Чеботарева. М.: АСТ: Вече, 2001. 560 с. Юсупов И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1995. 255 с. Blum K. Genospirituality: Our Beliefs, Our Genomes, and Addictions: Thompson B., Oscar-Berman M., Giordano J., Braverman E., Femino J., Barh D., Downs W., Smpatico T., Schoenthaler S. J Addict Res Ther, 2013, Oct 10, 5 (4), pp. 162. DOI: 10.4172/2155-6105.1000162. Eisenberg N. The relation of altruism and other moral behaviors to moral cognition: Methodological and conceptual issues. N. Y., 1982, February 1987, Psychological Bulletin 101 (1), pp. 91–119. DOI: 10.1037/0033-2909.101.1.91
Информация об авторе: Попова Ирина Викторовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-1769-8885, доктор социологических наук, доцент, зав. кафедрой социальных технологий, Ярославский государственный университет, г. Ярославль, Россия E-mail: pivik@list.ru
Информация о соавторе: Серова Евгения Александровна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9159-8017, старший преподаватель кафедры социальных технологий, Ярославский государственный университет, г. Ярославль, Россия E-mail: Serova85@yandex.ru