7
Кашапов Артём Сергеевич
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта
Кашапов А.С. Когнитивно-ресурсные компоненты событийности в условиях профессионализации субъекта // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 55-61. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-55-61
УДК: 159.9:62
Дата приема статьи в публикацию: 19.10.2020
Аннотация: В статье рассматриваются когнитивно-ресурсные компоненты профессионализации субъекта, необходимые для реализации профессиональной деятельности. Выборку составляли сотрудники Федеральной службы исполнения наказания. Выделены 3 группы испытуемых: младший, средний и старший начальствующий состав. В каждой группе по 20 человек. Для исследования профессионализации потребовалось выделение групп в выборке, которые отражали разные стадии профессионализации. В качестве критерия для такого разделения послужили звание и должность сотрудников. В эмпирическом исследовании сбор данных происходил с помощью нестандартизированной методики каузометрического опроса (Р.А. Ахмеров, А.А. Кроник), 8-цветного теста М. Люшера, теста Т. Коттла и методики «Оценивание пятилетних интервалов». Установлено, что по мере профессионального становления субъект воспринимает и оценивает события своей жизни как ресурсные, влияющие на успешность деятельности. Осмысление и включение событий в структуру своего опыта позволяет субъекту проявить интернальность и принять ответственность за свои поступки. Такая высокая степень включенности событий в опыт обеспечивает ресурсную устойчивость человека перед лицом трудностей, а с другой стороны является источником ресурсов для развития. Обосновано, каким образом мотивирующая сила событий служит показателем, который отражает степень профессионального развития. Показано, что частота и сила эмоционально окрашенных событий не связана с профессиональным стажем, а зависит от определенных когнитивных особенностей субъекта.
Ключевые слова: профессионализация, субъект, когнитивный ресурс, ресурсное мышление, событийность.
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ (проект № 19-013-00102а)
Список литературы: Кашапов А.С. Метод анализа конкретных ситуаций как средство реализации когнитивного ресурса субъекта образовательной деятельности // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XIV всероссийской научно-методической конференции. Ярославль, 2020. С. 130–132. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления: автореф. дис. … д-р психол. наук / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2000. 48 с. Кашапов М.М. Особенности сопровождения творческого мышления психолога (на довузовском, вузовском и послевузовском этапах) // Сибирский психологический журнал. Томск, 2005. № 22. С. 135–140. Кашапов М.М. Событийность мышления преподавателя как средство профессионализации и социализации студентов // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 186–195. Кашапов М.М., Шаматонова Г.Л. Ресурсность мышления как основа конструирования акме-событий: теоретико-методологический аспект // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 10–20. Кашапов М.М. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс личности // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2017. Т. 22. С. 3–9. Кашапов М.М., Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта: монография. Ярославль: Индиго, 2018. 392 с. Кашапов М.М., Перевозкина Ю.М., Кашапов А.С. Перевозкин С.Б. Профессионализация мышления преподавателя в контексте современных проблем педагогического образования // Ярославский психологический вестник. 2019. Вып. 3 (45). С. 35–40. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116–130. Кашапов М.М., Серафимович И.В. Надситуативное мышление как когнитивный ресурс субъекта в условиях профессионализации // Психологический журнал. 2020. Т. 41. № 3. С. 43–52. Серафимович И.В. Исследование взаимосвязи когнитивных и личностных ресурсов у педагогических работников // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020а. Т. 26, № 2. С. 107–114. Серафимович И.В. Особенности когнитивных и личностных ресурсов педагогов в структуре психологической системы деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2020б. № 2. С. 106–115. URL: https://mir-nauki.com/PDF/47PSMN220.pdf (доступ свободный). Ситкина Н.В. Событийно-когнитивные компоненты профессионализации субъекта: дис. … магистра психол. наук. Ярославль, 2020. 105 с. Сурина Н.В. Ресурсы в структуре индивидуальности и ресурсность мышления // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2020. № 1 (39). С. 133–145. Филатова Ю.С., Кашапов А.С. Ресурсные основы профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 385–404. Bakker A.B., Leiter M.P. Work engagement: a handbook of essential theory and research. Psychology press, 2010. Deming W. Edwards. The new economics for industry, government, education. 2nd. MIT Press, 2000. Lazarus R. Emotions and interpersonal relationships: toward a person-centered conceptualization of emotions and coping. Journ. of Personality, 2006, vol. 74 (1), рр. 9–46.
Информация об авторе: Кашапов Артём Сергеевич, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9629-352X, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия E-mail: yarmirko@mail.ru