1
Ходырев Александр Михайлович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Данилова Лариса Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ледовская Татьяна Витальевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Солынин Никита Эдуардович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества
Ходырев А.М., Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Проблема системогенеза ценностей педагогической деятельности в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 5-13. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-5-13
УДК: 371:004
Дата приема статьи в публикацию: 22.09.2020
Аннотация: В свете реализации концепции научно-технологического развития Российской Федерации актуальной для модернизации педагогического образования как института является проблема системогенза ценностей педагогической деятельности и подготовки педагогов. В науке остаются открытыми вопросы о происхождении и специфике таких ценностей, хотя именно они лежат в основе целеполагания и обновления содержания педагогического образования. Тенденция цифровой трансформации российского общества привела к возникновению новых, «цифровых ценностей» педагогической деятельности и к видоизменению ценностей, традиционных для этой сферы. Ценности как отдельные значимые для субъектов характеристики педагогической деятельности объективны и не зависят от самих субъектов, однако оказывают влияние на их отношения и действия. Ценности, возникающие и трансформирующиеся условиях цифровизации общества и образовательной системы, требуют пересмотра теории и практики организации образовательной деятельности. В связи с этим актуальную необходимость представляет собой выявление традиционных и посттрадиционных, «цифровых ценностей» педагогической деятельности, механизмов формирования и влияния на подготовку студентов. Данные задачи призвана решить научная теория трансформации ценностно-смыслового содержания педагогической деятельности в условиях цифровой модернизации общества.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, цифровизация, «цифровые ценности» педагогической деятельности, аксиология, аксиология цифровизации образования, педагогическое образование, системогенез, «ценностный разрыв», посттрадиционные ценности педагогической деятельности, ценностные риски цифрового взаимодействия
Список литературы: Алишев Б.С. Психологическая теория ценности: дис. … докт. психол. наук. Казань, 2002. 367 с. Богданов С.И., Воскресенский А.А., Султанова К.В. Постматериальные ценности и жизненные ориентации поколения Z: цифровая молодежь в образовательной системе современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 24–30. Болотова Ж.А., Кострикова Ю.В., Радченко Е.А., Рахманова М.Н. Ценности педагогической деятельности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1–2. С. 257–259. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. Горовая В.И., Петрова Н.Ф., Таранова Т.Н. Конструктивная педагогическая аксиология – объект научной рефлексии // Психология и педагогика: методика и проблемы. 2008. № 1. С. 152–156. Гузева Н.Ю. Формирование профессионально-значимых ориентаций будущего учителя в условиях педколледжа: дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 166 c. Данилкова М.П. Система ценностей личности // Идеи и идеалы. 2001. № 3 (9). Т. 2. С. 88–93. Инглхарт Р., Вецель В. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. 464 с. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации // Социология в СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1966. С. 197–198. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26. Мусек Я. Система ценностей посткоммунистической Европы в переходный период // Иностранная психология. 1997. № 8. С. 17–22. Набиуллин Л.Г. Роль педагогических ценностей в формировании профессиональной культуры педагога // Человек и образование. 2013. № 4. С. 94–97. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика. Курс лекций: учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2011. С. 133–148. Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности // Научный электронный архив. Москва. URL: http://econf.rae.ru/article/5159 (дата обращения: 15.08.2019). Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89–106. Brooks-Young S. Digital-Age Literacy for Teachers: Applying Technology Standards to Everyday Practice. Washington, ISTE, 2007, 132 р. Calderhead J., Robson M. Images of teaching: Student teachers' early conceptions of classroom practice. Teaching & Teacher Education, 1991, vol. 7, pp. 1–8. Czerniawski G. Positioning the values of early career teachers in Norway, Germany and England. European Journal of Education, 2009, vol. 44 (3), pp. 421–440. Dwyer R. Music Teachers' Values and Beliefs. NY, Routledge, 2019, 155 p. Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age, by M.L. Niess. Hershey, IGI Global, 2015, 343 p. Sellen A., Rogers Y., Harper R., Rodden T. Reflecting Human Values in the Digital Age. Communications of the ACM, 2009, vol. 52 (3), pp. 58–66. Slater R. The Values of American Teachers: How Teachers’ Values Help Stabilize Unsteady Democracy. Lanham, R&L Education, 2013, 130 p. Teacher Learning in the Digital Age: Online Professional Development in STEM Education, ed. by Ch. Dede. Harvard Education Press, 2016, 304 p. Oni S. Revitalizing Nigerian Education in Digital Age. Trafford Publishing, 2012. Zeichner K., Tabachnick B.R., Densmore K. Individual, institutional, and cultural influences on the development of teachers' craft knowledge: Exploring teachers' thinking, ed. by J. Calderhead. Eastbourne, Cassell, 1987, pp. 1–20.
Информация об авторе: Ходырев Александр Михайлович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9871-9440, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: hodyrev1978@rambler.ru
Информация о соавторе: Данилова Лариса Николаевна, ORCID https://orcid.org/0000–0002–1272–401X, доктор педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: yar-da.l@mail.ru
Информация о соавторе: Ледовская Татьяна Витальевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3134-1436, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: karmennnn@yandex.ru
Информация о соавторе: Солынин Никита Эдуардович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6896-0479, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, г. Ярославль, Россия E-mail: sonik7-39@yandex.ru