- 21
- Обучение учителей математики в условиях введения профессионального стандарта
- Бабенко А.С., Марголина Н.Л., Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Обучение учителей математики в условиях введения профессионального стандарта // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 4. С. 154-160. DOI https://doi.org/10.34216/1998-0817-2020-26-4-154-160
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-154-160
- УДК: 378:51
- Дата приема статьи в публикацию: 21.09.2020
- Аннотация: Настоящая статья относится к той области методической науки, которая анализирует взаимодействие школьной математики с преподаванием математических дисциплин в высших учебных заведениях, в частности, студентам педагогических направлений. В статье представлены две крайние точки зрения на современное образование. Первая из них воспринимает образование как некую ценность, совершенно игнорируя актуальность той или иной образовательной программы. Вторая ставит во главу угла исключительно рыночную конъюнктуру образовательной программы, воспринимая образовательное учреждение как предприятие сферы услуг. Авторы статьи критикуют обе крайности, рассматривая образовательный процесс как явление, сочетающее в себе черты и ценностного, и рыночного феноменов. Далее, в представленной работе сделана попытка дать ответ на вопрос, достаточно ли для качественной профессиональной деятельности в школе в качестве учителя знания только школьной программы математики? Авторы статьи однозначно отвечают на этот вопрос – нет, недостаточно. Приведен целый ряд примеров, когда знание именно вузовских специальных математических дисциплин не только способствует более совершенному знанию преподаваемого предмета у будущего учителя, но и принципиально необходимо для формирования специфических навыков и умений будущего учителя математики. В качестве примеров разобраны такие математические разделы, как комплексные числа, теория пределов, построение контрпримеров, проективная геометрия и т. д. В работе также приведены ссылки на профессиональный стандарт педагога, принятый в 2019 году.
- Ключевые слова: образовательный процесс, ценность образования, образовательные услуги, математические дисциплины, школьная математика, функции профессиональной деятельности, профессиональный стандарт педагога, комплексные числа, теория пределов, проективная геометрия
- Список литературы: Бабенко А.С., Кулакова П.Д. Изучение геометрии обучающимися с задержкой психического развития // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXXIII Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2019. С. 158–161. Бабенко А.С., Смирнова Е.С. Оценка качества математической подготовки обучающихся образовательных организаций Костромской области в условиях введения ФГОС ООО и ФГОС СОО // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 4, № 4. С. 6–11. Бабенко А.С., Стрункина К.Ю. Применение метода проектов при изучении вероятностно-статистической линии в школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 23, № 2. С. 150–154. Кучина Ж.А., Ширяев К.Е., Матыцина Т.Н.О влиянии специальных дисциплин на формирование научно-исследовательских навыков // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин: материалы ХI Всероссийской научно-методической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 99–103. Марголина Н.Л., Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Об этапах математического образования в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 1. С. 123–125. Марголина Н.Л., Ширяев К.Е. Построение графиков функций в свете формирования исследовательских навыков // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: материалы международной научно-методической конференции. Кострома: Костромская государственная сельскохозяйственная академия, 2016. 21 с. Матыцина Т.Н., Марголина Н.Л., Ширяев К.Е. К вопросу о соотношении общего и специального при обучении математике: диофантовы уравнения // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 100–108. Матыцина Т.Н., Розова В.А., Ширяев К.Е. Об одном аспекте преподавания математического анализа // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин: материалы ХII Всероссийской научно-методической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 135–139. Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Деятельность научной школы и ее взаимодействие с аспирантурой // Образовательная деятельность вуза в современных условиях: материалы международной научно-методической конференции. Кострома: Костромская государственная сельскохозяйственная академия, 2016. 22 с. Сидоров А.В., Марголина Н.Л., Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Формирование и развитие логических универсальных учебных действий при решении нестандартных уравнений методом оценки // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 2. С. 145–150. Троскина А.Е., Матыцина Т.Н., Ширяев К.Е. Об одном вопросе, связанном с преподаванием уравнений математической физики // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественно-научных дисциплин: материалы ХI Всероссийской научно-методической конференции. Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 132–136. Ширяев К.Е. Об универсальном подходе к оценке уровней компетенций, формируемых математическими дисциплинами // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин: материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. Кострома: Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, 2015. С. 99–101. Ширяев К.Е., Матыцина Т.Н., Марголина Н.Л. Концепция развития математического образования и итоговая государственная аттестация // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 67–71.