16
Адеева Татьяна Николаевна
Костромской государственный университет
Тихонова Инна Викторовна
Костромской государственный университет
Опыт использования семантического анализа при исследовании психологических ресурсов подростков
Адеева Т.Н., Тихонова И.В. Опыт использования семантического анализа при исследовании психологических ресурсов подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 111-119. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-111-119
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-111-119
УДК: 159.9
Дата приема статьи в публикацию: 09.10.2020
Аннотация: В статье рассматриваются возможности метода семантического анализа для изучения феномена ресурса. Использование данного метода продиктовано необходимостью обращения к индивидуальному внутрисубъектному опыту личности, обращение к системе значений и смыслов, посредством которой человек воспринимает окружающую действительность, формирует представление о мире и о самом себе. В работе использованы методика ассоциативного эксперимента, модифицированная методика «Условный собеседник», «Словесно-образный перевод». Определены основные параметры семантического анализа высказываний, продемонстрированы примеры, иллюстрирующие специфику параметров. Обоснованы семантические характеристики рисуночных образов «ресурса», показана их качественная и количественная представленность в группе подростков. Использование метода семантического анализа высказываний и анализа графических образов позволяет получить разносторонние данные для формирования семантического поля исследуемого понятия. Анализ высказываний дает возможность структурирования вариантов значений и степени осознанности понятия. Графический анализ способствует выявлению индивидуализации семантики.
Ключевые слова: семантический анализ, психологические ресурсы, подростки, идеографический подход, визуальные метафоры
Финансирование и благодарности: Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 20-013-00435А
Список литературы: Доброва В.В., Сысуева И.Г. Использование методов лингвистического, психосемантического и психологического анализа в прикладных исследованиях // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Психолого-педагогические науки. 2016. № 2 (30). С. 56–67. Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю. [и др.] Лингвистические характеристики текстов психически больных и здоровых людей // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 61. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.09.2020). Залевская Я.Г. Психологический анализ рисунков // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1. С. 444–448. Копцева Т.А. Диагностический инструментарий оценки учебных достижений учащихся: особенности анализа рисунков детей и подростков // Педагогика искусства. 2020. № 1. С. 143–150. Махнач А.В., Лактионова А.И., Постылякова Ю.В. Роль ресурсности семьи при отборе кандидатов в замещающие родители // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 108–122. Мелихова М.С. Символические компоненеты образа лидера в сознании российских граждан (на материалах проективных тестов) // Русская политология. 2017. № 2 (3). С. 13–20. Мельникова О.Т., Мезенцева А.С. Визуальные методы в социально-психологическом исследовании // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9, № 3. С. 42–52. Мельникова О.Т., Шайдуллина Ю.А. Методика психологического рисунка в качественном исследовании социальных установок // Социология. 2005. № 21. С. 108–127. Никольская И.М. Кризисная психологическая помощь детям и психологическая защита // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2012. № 1. С. 97–104. Нозикова Н.В. Структурный анализ психосемантической системы семейной социально-психологической целенаправленности // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11, № 4. С. 44–54. DOI: 10.17759/chp.2015110404 Омелькина О.В. Семантико-синтаксические особенности внутренней речи в гендерном аспекте (на материале романа S. Cramer “Smsfürdichˮ) // Вестник московского государственного лингвистического университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2018. № 18 (816). С. 391–402. Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ политического менталитета общества // Вестник СПбГУ. 2015. Сер. 16. Вып. 3. С. 27–40. Петренко В.Ф. Психосемантические аспекты картины мира субъекта // Психология. 2005. Т. 2, № 2. С. 3–23. Пономарёва О.С., Устюжанин В.Н. О состоянии и перспективах использования психосемантических методов познания личности подозреваемого в деятельности следственного работника // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 2 (70). С. 190–194. Сокольская М.В., Рубанова Е.Ю. Психосемантический анализ представлений о психически здоровой личности // Психология в экономике и управлении. 2015. Т. 7, № 2. С. 130–143. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 288 с. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 157 с. Шустрова Е.В. Методика анализа графических метафор // Педагогическое образование в России. 2014. № 6. С. 70–80.
Информация об авторе: Адеева Татьяна Николаевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0310-7546, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: adeeva.tanya@rambler.ru
Информация о соавторе: Тихонова Инна Викторовна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-7756-0610, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: inn.007@mail.ru