yuferova-ma-vestnik-pip-2020-3-ru.pdf |
- 13
- Развитие духовных способностей педагога как «понимающего субъекта» при организации медиации школьных конфликтов
- Юферова М.А. Развитие духовных способностей педагога как «понимающего субъекта» при организации медиации школьных конфликтов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 87-92. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-87-92
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-87-92
- УДК: 159.9:37
- Дата приема статьи в публикацию: 10.07.2020
- Аннотация: В статье поднимается проблема высокой конфликтности образовательной среды, изменения отношения в обществе к педагогу, который в современных условиях становится всё больше ограничен в реализации воспитательных функций, применении легитимных дисциплинарных методов в школьных конфликтах. Способность педагога к конструктивным действиям в конфликтных ситуациях позволяет ему успешно решать функциональные задачи и обеспечивать продуктивное взаимодействие с обучающимися. Медиация как новый инструмент урегулирования конфликтов в школе требует от педагога-посредника находиться в позиции «понимающего субъекта». В статье анализируются возможности и ограничения двух позиций посредничества: «экспертной» и «понимающей», автор указывает, что успешная реализация основополагающих принципов медиации возможна только в парадигме «понимающего» подхода. В статье отмечается, что базовые компетентности педагога, выработанные В.Д. Шадриковым в соответствии с образовательным стандартом: интерес к внутреннему миру человека, открытость к принятию других позиций, эмоциональная устойчивость, рефлексия, – тесно связаны с духовными способностями личности, направленными на познание другого, постижение истины, проникновение, понимание. Развитие духовных способностей и личностных компетенций педагога станут основой для успешной реализации возможностей медиации в урегулировании межличностных конфликтов в образовательной среде.
- Ключевые слова: урегулирование конфликта, медиация, «понимающий» субъект, духовные способности, профессиональные компетенции педагога
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07156
- Список литературы: Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. СПб.: СПбГУ, 2005. 107 с. Березина Т.Н. О развитии духовных способностей человека // Педагогика и психология образования, 2010. № 2. С. 23–30. Глебова Л.М., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Мониторинг качества высшего педагогического образования: монография. М.: Логос, 2012. 368 с. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2012. 262 с. Каранозова Л.М. Новый ориентир в стратегии реагирования на правонарушения несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 149–159. Карпов А.В. О понятии метакогнитивный способностей личности // Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации / под ред. А.Л. Журавлева, М.А. Холодной и др. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2010. C. 35–45. Ладнушкина Н.М. О дисциплинарной ответственности учащихся // Народное образование. 2013. № 8. С. 57–65. Маслянка Ю.В. Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 1. С. 36–43. Ожиганова Г.В. Высшие рефлексивные и духовные способности как основа межличностного познания и общения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 3. С. 5–11. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 128 с. Слободчиков В.И., Королькова И.В., Остапенко А.А. и др. Системный кризис отечественного образования и пути его преодоления // Народное образование. 2016. № 9–10. С. 7–20. Уинслэйд Дж., Монк Дж. Нарративная медиация. Новый подход к разрешению конфликтов / пер с англ. Д.А. Кутузовой; под общ. ред. Л.М. Карнозовой. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2009. 356 с. Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В. и др. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 227–239. Шадриков В.Д. Кузнецова И.В. Формируем профессиональные компетенции // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 8. С. 58–69. Шадриков В.Д. Духовные способности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. 426 с. Шадриков В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2004. 288 с. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос, 1996. 320 с. Шамликашвили Ц.А., Хазанова М.А. Метод «школьная медиация» как способ создания безопасного пространства и его психологические механизмы // Психологическая наука и образование. 2014. № 2. C. 26–33. Юферова М.А. Психологические особенности поведения педагога в конфликте // Конфликтология. 2014. № 5. С. 330–331. Ямбург Е.А. Как дети встраиваются во взрослую реальность // Народное образование. 2019. № 1. С. 145–150.