19
Тылец Валерий Геннадьевич
Московский государственный лингвистический университет
Краснянская Татьяна Максимовна
Московский гуманитарный университет
Ляхов Александр Васильевич
Ставропольский государственный педагогический институт
Репертуарные характеристики ролевых моделей безопасности студентов вуза
Тылец В.Г., Краснянская Т.М., Ляхов А.В. Репертуарные характеристики ролевых моделей безопасности студентов вуза // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 129-135. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-129-135
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-129-135
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 08.07.2020
Аннотация: В статье обсуждаются психологические вопросы ролевого репертуара студентов вуза в ситуации опасности. Актуальность проблемы связана с широким арсеналом угроз, с которым может столкнуться группа, и её малой научной изученностью. Целью представленного в статье исследования явилось изучение характера распределения ролей в группе при решении ею задач безопасности. В качестве основной исследовательской гипотезы выступило предположение, согласно которому необходимость преодоления опасности может способствовать репертуарной и функциональной специализации ролей в группе, вызванной фактом и типом опасности. Достижение поставленной цели потребовало проведения эксперимента. При его организации учитывались этические ограничения, связанные с недопустимостью целенаправленного помещения человека в ситуации угрозы жизни и здоровью. Это определило использование в качестве основы эксперимента возможностей ролевой игры. Для участия в эксперименте привлечены 10 студенческих групп (10 ≤ n ≤ 15) с высоким уровнем групповой сплочённости по индексу К.Э. Сишора. Каждой группе предлагались три опасные ситуации, различающиеся по «полю» и «эффекту» опасности, от её участников требовалось обсудить, проиграть и отрефлексировать репертуар и функциональное наполнение необходимых ролей. Для анализа эмпирических данных привлекались эксперты. По результатам исследования выявлено два типа востребованных опасной ситуацией ролей: направленных на преодоление угрозы (инициатор, эксперт, разработчик, координатор, контролёр, комментатор) и на поддержку членов группы (оптимист, нигилист, конформист, догматик). Установлено, что опасность самим своим фактом специализирует функции групповых ролей. Каждый тип опасности повышает значимость определённых ролей. Вне зависимости от типа опасности группой наиболее востребованы роли оптимиста, конформиста и разработчика. Исследование перспективно для продолжения на других составах выборок и арсеналах опасных ситуаций.
Ключевые слова: роль, ролевой репертуар, безопасность, опасная ситуация, угроза, группа, студенты
Список литературы: Делигирова В.В., Рахимова Н.Н. Проблемы психологии безопасности в техносфере // Шаг в науку. 2020. № 1. С. 20–24. Иохвидов В.В., Зикункова В.В. Агрессивное поведение подростков с позиций концепции психологической безопасности личности // Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 6. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Возможности сценарного подхода в проектировании психологической безопасности личности // Психолог. 2016. № 4. С. 67–78. DOI 10.7256/2409-8701.2016.4.20087 Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Время как интерпретационная категория психологического пространства безопасности личности студента // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. № 3. С. 221–225. Ляхов А.В., Радионова Е.А. Психологические особенности самооценки студентов при разных ценностях безопасности // Ученые записки ИМЭИ. 2016. № 2. Т. 6. С. 51–66. Михайлов А.А. Теория и практика подготовки бакалавров – будущих учителей безопасности жизнедеятельности в условиях социального партнерства с организациями силовых ведомств. М.: Изд-во «Русский журнал», 2020. 322 с. Онучина В.А. Гендерные стереотипы и психологическая безопасность личности // Публичное/частное в современной цивилизации: материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием) / редкол.: Л.А. Закс и др. Екатеринбург: АНО ВО «Гуманитарный университет», 2020. С. 404–407. Тылец В.Г., Краснянская Т.М. Интеграция принципа безопасности в психологическую структуру образовательных практик // Education Sciences and Psychology. 2016. № 5 (42). С. 91–98. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. 2015. № 3 (5). С. 192–199. DOI 10.13187/vfp.2015.5.192 Lyakhov A.V., Alieva L.B. On the question of examination stress of high school students // Вопросы философии и психологии. 2015. № 3 (5). С. 214–219. DOI 10.13187/vfp.2015.5.214
Информация об авторе: Тылец Валерий Геннадьевич, ORCID https://orcid.org/0000-0002-5387-6570, доктор психологических наук, профессор, Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, Россия. E-mail: tyletsvalery@yandex.ru
Информация о соавторе: Краснянская Татьяна Максимовна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-4572-6003, доктор психологических наук, профессор, Московский гуманитарный университет, г. Москва, Россия. E-mail: ktm8@yandex.ru
Информация о соавторе: Ляхов Александр Васильевич, ORCID https://orcid.org/0000-0001-9245-1391, кандидат педагогических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ессентуки, Россия. E-mail: lyakhoval@yandex.ru