2
Посохова Светлана Тимофеевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Колпакова Анастасия Евгеньевна
Санкт-Петербургский государственный университет
Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков
Посохова С.Т., Колпакова А.Е. Взаимосвязь эмоционального компонента информационной семейной среды и дезадаптивного поведения подростков // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 15-21. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-15-21
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 06.06.2020
Аннотация: Актуальность исследования связи эмоционального компонента информационной среды семьи и склонности к дезадаптивному поведению подростков определена тенденцией к повышению роли информационной среды в обществе, в частности семье. В исследовании эмоциональной составляющей информационной семейной среды и ее связи с дезадаптивным поведением подростков участвовало 70 человек, представляющих собой 35 диад «подросток – родитель». Использовалась авторская методика «Информационная среда семьи» и методика определения склонности к отклоняющемуся поведению Э.В. Леус. В 40 % случаев семейная информационная среда представлена единством в переживании подростками и родителями интереса и волнения во время использования гаджетов. Переживание ими радости, удивления и печали раскрывает их индивидуальные различия во взаимодействии с семейной информационной средой. Склонность к девиантному поведению рассматривалась в качестве основного показателя социально-психологической дезадаптации подростков. У всех 35 подростков выявлена разная степень склонности к дезадаптации. Обнаружена связь в переживании радости в интернете со склонностью к зависимому, агрессивному и противоправному поведению. Полученные результаты могут быть использованы в работе школьной психологической службы, а также в психотерапии подростков и семьи.
Ключевые слова: дезадаптация, поведение, подростки, информационная семейная среда, эмоциональный компонент, информационная зависимость.
Список литературы: Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, 335 с. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 288 с. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М.: Харвест, 1980, 342 с. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика: пособие для врачей / А.О. Бухановский, А.С. Андреев, О.А. Бухановская. Ростов-на-Дону, 2002. 60 с. Войскунский А.Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. М.: Смысл, 2002. Вып. 1. С. 82–101. Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 3, 4. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 176 с. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с. Змановская Е.В., Короленко Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Олсиб, 2013. 245 с. Изард К.Э. Психология эмоций: перев. с англ. СПб.: Изд-во «Питер», 1999, 464 с. Колин К.К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. 2006. № 6. C. 50–57. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии: Психология общая и экспериментальная / вступ. ст., коммент., примеч. Е.В. Левченко. СПб.: Алетейя, 2001. 192 с. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Ленинград: Медицина, 1985. 416 с. Лебединская К.С. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психол. характеристика «трудных» подростков / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. М.: Педагогика, 1988. 165 с. Леус Э.В., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 268–277. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 157 с. Маршалл Маклюэн. Понимание медиа: внешние расширения человека = Understanding Media: The Extensions of Man. М.: Кучково поле, 2007. 464 с. Машлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2005. 445 с. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М.: Модэк МПСИ, 2004. 368 с. Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Субъектный подход: дис. ... докт. психол. наук. Санкт-Петербург, 2001. 393 с. Посохова С.Т., Колпакова А.Е., Стряпухина Ю.В. Содержание и структура информационной среды семьи // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Санкт-Петербург: ВВМ, 2018. С. 435–442. Посохова С.Т., Колпакова А.Е., Стряпухина Ю.В. Особенности семейной информационной среды подростков со склонностью к девиантному поведению // Вопросы психического здоровья детей и подростков / под ред. Н.М. Иовчук. Москва, 2019a. № 2 (19). С. 89–95. Посохова С.Т. Колпакова А.Е., Стряпухина Ю.В. Информационная семейная культура как ресурс конструктивного социального взаимодействия подростков // Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной среде / под науч. ред. В.М. Голянича. СПб., 2019b. С. 346–361. Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Богдановская А.Б. Роль информационно-коммуникационной среды в процессе социализации детей и подростков // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 49–57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с. Тихомиров O.K. Информационный век и теория Л.С. Выготского // Психологический журнал. 1993. Т. 14, № 1. С. 114–119. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1 (26). С. 44–45. Jackson D. The study of the family. Family process, 1965, 4, рр. 1–20. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1545-5300.1965.00001.x (access date: 21.06.2019). Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981, 178 pp.
Информация об авторе: Посохова Светлана Тимофеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры специальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: svetpos@mail.ru
Информация о соавторе: Колпакова Анастасия Евгеньевна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6564-8738, аспирант кафедры специальной психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: belova_asya@mail.ru