1
Патраков Эдуард Викторович
Уральский федеральный университет
Панов Виктор Иванович
Психологический институт Российской академии образования
О возможности применения понятия «интерференция» для описания области слияния цифровой и доцифровой сред
Патраков Э.В., Панов В.И. О возможности применения понятия «интерференция» для описания области слияния цифровой и доцифровой сред // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 5-14. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-5-14
УДК: 159.9:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 30.07.2020
Аннотация: Статья посвящена теоретическому изучению процесса сближения, объединения цифровой и доцифровой сред. Предложены общие и отличительные особенности понятий «информационное общество», «информационная среда», «цифровая среда» с точки зрения влияния на личность и социальные группы. На основе психологических исследований различных направлений представлена авторская классификация этапов сближения цифровой и доцифровой сред. Раскрыто понятие «интерференция» и его применение в психологии и смежных дисциплинах, предложно авторское понимание интерференции для описания области слияния, объединения цифровой и доцифровой сред. Результаты исследования могут быть востребованы при изучении цифровых сред, в теоретических и эмпирических исследованиях, для объяснения цифровой трансформации субъекта.
Ключевые слова: цифровая среда, доцифровая среда, информационное общество, интерференция в психологии, интерференция цифровой и доцифровой сред.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-14067 мк
Список литературы: Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 42–57. DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100404 Артемьева Ю.В. Взаимодействие интерференции и референции в переводе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 3. С. 144–148. Асмолов А.Г. Гонки за будущим: «…и вот наступило потом!» // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2(20). С. 60–66. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 2004. 783 с. Бирюкова Э.А. Философская оценка влияния виртуально-социальных коммуникаций на духовное здоровье человека // Вестник Университета Российской академии образования. 2010. № 3. С. 92–95. Будренюк Г.М. , Григоревский В.М. Языковая интерференция и методы её выявления. Кишинёв: Штиинца, 1978. 126 с. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. Вып. VI. Языковые контакты / Сост., ред., вступ. ст. и комментарий В.Ю. Розенцвейга. М.: Прогресс, 1972. С. 25–60. Вайнрайх У. Языковые контакты: Состояние и проблемы исследования / Пер. с англ. и комм. Ю.А. Жлуктенко; Вступит. статья В.И. Ярцевой. Киев: «Вища школа», 1979. 263 с. Войскунский А.Е. Развивается ли агрессивность у детей подростков, увлеченных компьютерными играми? // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 133–143. Гарбер И.Е. Схемы трансформации психологии в информационном обществе // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2. С. 5–13. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психологические факторы негативного отношения к новым технологиям // Психологический журнал. 2016. № 6. С. 5–14. Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–16. Зубкова О.С. Интерференция средовых эффектов при понимании каламбура (некоторые результаты эмпирического исследования) // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2014. 2(16). С. 21–27. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. 320 с. Кирик Т.А. Виртуальная реальность: сущность, критерии, типология: дис. … канд. филос. наук, 2004. 165 с. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 1. C. 13–33. Лидская Э.В., Мдивани М.О. Субъект-средовые взаимодействия с ТВ и Интернетом в контексте традиционных и современных гендерных представлений // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 4. C. 110–119. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220415 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с. Мдивани М.О. Антропоморфные тенденции в восприятии личного автомобиля // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019. С. 74–81. Панов В.И. и др. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3. С. 10–18. Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с. Панов В.И. Информационная среда в контексте экопсихологического подхода к развитию психики: концептуальные предпосылки // XII Международная научно-практическая конференция «Психология личностно-профессионального развития: современные вызовы и риски» / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 23–27. Панов В.И. Субъектность в контексте экопсихологического подхода к развитию психики // Образование и саморазвитие. 2015. № 3(45). С. 10–18. Панов В.И., Патраков Э.В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 16–29. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250302 Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129–144. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/7 Патраков Э.В., Лобанова Т.Н. Социально-психологические предикторы отклонения трудового поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 77–84. DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-77-84 Патраков Э.В., Токарская Л.В., Гущин О.В. Доступная образовательная среда как фактор социальной ответственности вуза / Э.В. Патраков, Л.В. Токарская, О.В. Гущин. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 184 с. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. М.: Речь, 2007. 365 с. Российский медиаландшафт: основные тенденции использования СМИ Левада-центра. Аналитический отчет – 2017. URL: http://www.levada.ru/2017/08/22/16440/ (дата обращения: 10.04.2020) Рубцова О.В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 4. С. 100–108. DOI https://doi.org/10.17759/chp.2019150410 Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: автореф. дис. … докт. псих. наук. Санкт-Петербург, 2010. 42 с. Созинов А.А. Эффект интерференции и реорганизация памяти при научении: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 24 с. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1, С. 71–83 DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002251-2 Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Российские подростки и родители: цифровая компетентность и онлайн-риски // Академический вестник Академии социального управления. 2017. № 3(25). С. 7–18. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с. Тихомиров O.K. Психологические проблемы системы «человек–ЭВМ». М.: М-во здравоохранения СССР: Центр. ин-т усовершенствования врачей: НО ЦОЛИУ, 1973. 17 с. Тоффлер Э. Шок будущего / пер. с англ. Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003. 557 с. Турчин А.В. О возможных причинах недооценки рисков гибели человеческой цивилизации // Проблемы управления рисками и безопасностью. Труды Института системного анализа РАН. Т. 31. М., 2007. С. 266–305 Фонд «Общественное Мнение» на XIII Томском Инновационном Форуме INNOVUS-2010. URL: https://bd.fom.ru/report/map/fomterri/fomterry_pressr/fomter250510_pressr (дата обращения 11.04.2020). Ярошевский М. Литературная газета. 5 апреля 1952 г. URL: https://archive.is/20121203211712/makhk.livejournal.com/209944.html (дата обращения 11.04.2020). Baudrillard J. Global debt and parallel universe // CTheory. 2015. С. 10–16/1996. Brosnan M., et al. The impact of pathological levels of internet-related anxiety on internet usage. Journal of Educational Computing Research, 2012, № 46(4). pp. 341–356. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.2190/EC.46.4.b (дата обращения 11.04.2020). Gilbert D., Lee-Kelley L., & Barton M. Technophobia, gender influences and consumer decision-making for technology-related products. European Journal of Innovation Management, 2003. № 6(4), pp. 253–263. Homans G. Social behavior: its elementary forms. N.Y: Harcourt Brace Jovanovich, 1961. Metag J. & Marcinkowski F. Technophobia Towards Emerging Technologies? A Comparative Analysis of the Media Coverage of Nanotechnology in Austria, Switzerland and Germany. Journalism: Theory, Practice and Criticism, 2014, № 15(4), pp. 463–481. Nestik T. et al. Technophobia as a cultural and psychological phenomenon: Theoretical Analysis. Interação-Revista De Ensino, Pesquisa E Extensão, 2018, 20(1), pp. 266–281. Panov V.I. From Environmental Psychology to Subject-Environment Interactions. Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities”. (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, Russia. Vol. 124, pp. 1135–1139. DOI: https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265 Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ [Digital generation of Russia: competence and safety]. Moscow: Smysl, 2017. 375 р. Soldatova G.V., Rasskazova E.I. Assessment of the digital competence in Russian adolescents and parents: Digital Competence Index. Psychology in Russia: State of the Art, 2014, № 7(4), pp. 65–74. Tomlinson T.D., Huber D.E., Rieth C.A., Davelaar E.J. An interference account of cue-independent forgetting in the no-think paradigm // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009, 106 (37), pp. 15588–15593. Waterman R.Jr., Peters T., Phillips J.R. Structure Is Not Organisation // Business Horizons, 1980, Vol. 23, № 3, pp. 14–26.
Информация об авторе: Патраков Эдуард Викторович, ORCID https://orcid.org/0000-0001-7564-9136, кандидат педагогических наук, Физико-технологический институт Уральского федерального университета, г. Екатеринбург, Россия E-mail: e.v.patrakov@urfu.ru
Информация о соавторе: Панов Виктор Иванович, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», г. Москва, Россия E-mail: ecovip@mail.ru