4
Ожиганова Галина Валентиновна
Институт психологии Российской академии наук
Креативность и моральные способности
Ожиганова Г.В. Креативность и моральные способности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 28-35. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-28-35
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-28-35
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 18.07.2020
Аннотация: В статье рассматривается возможность установления связи между творческой и нравственной сферами личности. Анализируются результаты зарубежных и отечественных исследований, посвященных изучению отношений креативности и нравственности. Предлагается понятие «моральные способности», дается его определение и выделяются три ракурса его изучения. Приводятся результаты исследования взаимосвязи креативности и когнитивного аспекта моральных способностей у детей младшего школьного возраста. В проведенном эмпирическом исследовании принимали участие 130 человек; возраст – 7–9 лет; учащиеся общеобразовательной школы г. Москвы; мальчики – 71 человек и девочки – 59 человек. Были использованы следующие методики: тест креативности (фигурная форма) Э.П. Торренса (изучение творческой сферы) и две методики, оценивающие представления детей о нравственном поведении (изучение нравственной сферы). Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии связи между показателями креативности и моральных способностей у детей 7–9 лет, что объясняется, по мнению автора, их возрастными особенностями. При интерпретации результатов рассматривается специфика младшего школьного возраста, связанная с переломным этапом в жизнедеятельности ребенка.
Ключевые слова: моральное развитие, моральные способности, креативность, связь креативности и нравственности, младший школьный возраст.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено по гос. заданию № 0159-2019-0008, Институт психологии РАН
Список литературы: Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4–7 лет): автореф. дис. … канд. псхол. наук. М., 2000. 24 с. Бобров А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников: дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 222 с. Ожиганова Г.В. Высшие моральные и творческие способности и продуктивная жизнедеятельность в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 44–48. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с. Прутченков А.С. Наедине с собой. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 174 с. Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж. Пиаже // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.06.2020). Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова. А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011. 71 с. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 274 с. Шадриков В.Д., Анисимова Н.П., Корнеева Е.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. М.: Просвещение, 1990. 142 с. Шафикова Г.Р. Взаимосвязь креативного и нравственного становления личности подростка: дис. … канд. психол. наук. Казань, 2000. 208 с. Щербакова Е.В. Соотношение креативности с интеллектом и личностными особенностями // Психология XXI века: материалы науч.-практ. конф., 22–24 апреля 2005 г. / под ред. В.Б. Чеснокова. СПб., 2005. С. 76–78. Andreani O.D., Pagnin A. Moral judgment in creative and talented adolescents. Journal of Creativity Research, 1993, vol. 6, № 1–2: Creativity in the Moral Domain, pp. 45–63. URL: https://doi.org/10.1080/10400419309534465 Burch G. S. J., Pavelis C., Hemsley D. R. [et al.]. Schizotypy and creativity in visual artists. British Journal of Psychology, 2006, vol. 97, pp. 177–190. Hamlin J.K. The Origins of Human Morality: Complex Socio-moral Evaluations by Preverbal Infants. Research and Perspectives in Neurosciences, 2014, vol. 21, pp. 165–188. URL: https://doi10.1007/978-3-319-02904-7_10 Lapsley D.K. Narvaez D. The Having, Doing and Being of Moral Personality [Published 2016]. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Having-%2C-Doing-and-Being-of-Moral-Personality-Lapsley-Narvaez/0f130e337412b098d19df8230a68214a1419bee2 Lynam D.R., Leukefeld C., Clayton R.R. The contribution of personality to the overlap between antisocial behavior and substance use/misuse. Aggressive Behavior, 2003, vol. 29, pp. 316–331. Morgan C.G. Morality and Creativity. The University of Texas at Austin. 2016. URL: https://repositories.lib.utexas.edu/handle/2152/39039 (дата обращения: 10.06.2020). Narvaez D., Mrkva K. The Development of Moral Imagination. In: Moran S., Cropley D., Kaufman J.C. (eds). The Ethics of Creativity. Palgrave Macmillan. London, 2014. URL: https://doi.org/10.1057/9781137333544_2 Narvaez D., Lapsley D.K. Moral identity, moral functioning, and the development of moral character. In: D.M. Bartels, C.W. Bauman, L.J. Skitka et al. (Eds.), The psychology of learning and motivation: Moral judgment and decision making. Elsevier Academic Press, 2009, vol. 50, pp. 237–274. URL: https://doi.org/10.1016/S0079-7421(08)00408-8 Silvia P. J., Kaufman J. C., Reiter-Palmon R. et al. Cantankerous creativity: Honesty, humility, agreeableness, and the HEXACO structure of creative achievement. Personality and Individual Differences, 2011, vol. 51, pp. 687–689. Storme M., Celik P., Myszkowski N. Creativity and unethicality: A systematic review and meta-analysis. Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts, 2020. Advance online publication. URL: https://doi.org/10.1037/aca0000332 Vaillant G.E., Vaillant C.O. Determinants and consequences of creativity in a cohort of gifted women. Psychology of Women Quarterly, 1990, vol. 14, pp. 607–616.
Информация об авторе: Ожиганова Галина Валентиновна, ORCID https://orcid.org/0000-0001-6339-8640, кандидат психологических наук, Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия. E-mail: symposium2016@rambler.ru