25
Лесина Елена Анатольевна
Московский педагогический государственный университет
Замещающая кровная семья как социокультурная среда для ребенка, оставшегося без попечения, условия и особенности ее профессионального сопровождения
Лесина Е.А. Замещающая кровная семья как социокультурная среда для ребенка, оставшегося без попечения, условия и особенности ее профессионального сопровождения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 173-178 DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-173-178
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-173-178
УДК: 37.018.1
Дата приема статьи в публикацию: 20.05.2020
Аннотация: В статье говорится об особенностях замещающей кровной семьи как социокультурной среды ребенка и важности профессиональной поддержки для эффективного и благополучного ее функционирования. Замещающая кровная семья является наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на протяжении всего исторического периода и на данный момент составляет более 60 % от всех действующих замещающих семей. Замещающая кровная семья является специфической категорией в рамках замещающей заботы. Особенности ее создания и функционирования определяют актуальность профессиональной специфической поддержки семьи. Психолого-педагогическая поддержка чаще всего выражается в официальной законодательно утвержденной подготовке потенциальных приемных родителей и сопровождении семей данной категории. При этом при объективно актуальной потребности в поддержке и помощи остаются проблемы. Они связаны с необязательностью получения данных услуг близкими родственниками, принявшими детей на семейные формы устройства, их осуществлением в рамках досуговой деятельности, низкой мотивацией, страхах и недоверии официальной профессиональной службе. Приведенные в статье социально-педагогические условия, определяющие формы и содержание профессионального сопровождения замещающей кровной семьи, определяют эффективность деятельности специалистов службы в плане профилактики вторичного сиротства и содействия благополучию всех ее членов.
Ключевые слова: семья, родственники, кровная замещающая семья, подготовка потенциальных родителей, сопровождение замещающих семей, условия сопровождения.
Список литературы: Захарова Ж.А. Психолого-педагогическое сопровождение замещающей семьи, принявшей на воспитание ребенка из учреждения государственного попечения // Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21, № 4. С. 216–220. Иванова О.А. Помощь приемным семьям посторонними организациями: реалии и тенденции // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса: Общие вопросы социально-педагогической деятельности. 2016. Т. 10, № 1. С. 74–84. Калиниченко О.В. Мнение опекунов и специалистов в области опеки о проблемах оказания медико-социальной помощи детям, лишившимся попечения родителей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=22016 (дата обращения: 11.05.2020). Лесина Е.А. Социально-педагогические технологии поддержки кровной замещающей семьи // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 3. С. 222–227. Лесина Е.А. Технологии работы специалистов службы сопровождения с кровными замещающими семьями // Современные тенденции в науке и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. Т. 6. С. 16–32. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кандидатов в замещающие родители: практическое руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 219 с. Ослон В.Н., Семья Г.В. Методические рекомендации «Модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов». URL: http://iuorao.ru/wpcontent/uploads/2017/0382-1f (дата обращения: 05.04.2020). Отделкина Т.Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: дис. … канд. соц. наук. Н. Новгород, 2016. 204 с. Палиева Н.А. Психологические факторы эффективности замещающих семей / Н.А. Палиева, Г.Н. Соломатина // Вопросы психологии. 2010. № 5. С. 146–153. Пиюкова С.С.Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2002. 24 с. Хрусталькова Н.А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи. Пенза, 2008. 176 с.
Информация об авторе: Лесина Елена Анатольевна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-0474-8353, Благотворительный фонд помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим», г. Москва, Россия. E-mail: Lesinaea@yandex.ru