12
Зобков Валерий Александрович
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности
Зобков В.А. Личностные характеристики отношения человека к учебно-профессиональной и профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 86-90. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-86-90
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 18.03.2020
Аннотация: Приведены личностные характеристики (компоненты) студентов, обучающихся по уровню «Бакалавриат», в динамике от первого к четвёртому курсу, раскрывающие их мотивационно-смысловую сферу. Показано, что на четвёртом курсе обучения структурная организация компонентов мотивационно-смысловой сферы студентов (мотивационно-организационный, эмоционально-волевой, интеллектуально-волевой, коммуникативный) наиболее оптимальна для благоприятного перехода к профессиональной деятельности. Знание динамических особенностей мотивационно-смысловой сферы студенческой молодёжи в процессе обучения в вузе позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности, создаст «внутренние условия» для качественного усвоения учебного материала и подготовки студентов к профессиональной деятельности. Приведены личностные характеристики профессионала. Показано, что эффективных результатов в профессиональной деятельности добиваются люди, у которых содержательные характеристики мотивационно-смысловой сферы развиты на достаточно высоком уровне (по 10-балльной шкале оценок на уровне 7–9 баллов). Обсуждается проблема субъекта жизнедеятельности. Субъект жизнедеятельности – это целостное индивидно-личностно-социальное структурное образование, характеризующее отношение к себе, деятельности, другим людям, определяющее вектор и качество развития человека, уровень саморегуляции и достижений в жизнедеятельности.
Ключевые слова: отношение, личностные характеристики (компоненты), учебно-профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, субъект жизнедеятельности.
Список литературы: Журавлёв А.Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М.: Институт психологии РАН, 2004. 476 с. Зобков А.В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения. Владимир: Собор, 2010. 168 с. Зобков В.А. Психология отношения человека к деятельности: теория и практика. Владимир: Калейдоскоп, 2011. 264 с. Зобков В.А. Уверенность человека в себе в ситуациях принятия решения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. С. 45–50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960. 427 с. Позняков В.П. Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М.: ИП РАН, 2001. 240 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. 596 с.
Информация об авторе: Зобков Валерий Александрович, ORCID 0000-0002-7517-406X, доктор психологических наук, профессор, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Россия E-mail: zobkov@gmail.com