- 4
- Человеческий капитал в образовательном процессе
- Лобашев В.Д., Талых А.А. Человеческий капитал в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 29-35. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-29-35
- DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-29-35
- УДК: 378:33
- Дата приема статьи в публикацию: 28.04.2020
- Аннотация: Обращение к категории «человеческий капитал», её концептуальная разработка становятся в конце ХХ века особо актуальными. Активно заявляемые социумом условия и требования цифровой экономики значительно повышают требования к подготовке выпускников учебных учреждений всех уровней. Особое внимание уделяется системе высшего профессионального образования. Интенсивное развитие производственных способностей человека и последующее формирование его готовностей (в пределе компетенций) возможно только лишь при значительном инвестировании в специфические (в первую очередь – образовательные) процессы деятельности, куда на первой фазе создания человеческого капитала отнесены инвестиции в образование, воспитание, формирование здорового физического организма. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования человеческого капитала в процессах обучения. Человеческий капитал как неотъемлемая процессуальная составляющая образовательного процесса характеризуется уровнем интеллектуального и духовного развития, инновационными способностями обучающихся. В условиях вуза наиболее ярко рассматриваемые элементы проявляются через сеть инновационных парков. Описанный в статье функционирующий в Петрозаводском государственном университете педагогический инновационный парк в своей деятельности подчиняется задачам повышения доступности и качества образования всех уровней, соответствующего требованиям опережающего инновационного развития региональной экономики. Успешность практической деятельности иннопарка проявляется в создании и апробировании в работе университета большого количества методик, включающих в себя блоки и элементы формирования человеческого капитала каждого обучающегося.
- Ключевые слова: человеческий капитал, экономика образования, образовательный потенциал, высшее профессиональное образование, образовательные стандарты, информация, трудовые ресурсы, затраты на образование, капитализация знаний, образовательный континуум.
- Список литературы: Баграмов Э.А. Национальная проблематика: в поисках новых концептуальных подходов // Вопросы философии. 2010. № 3. С. 35–51. Васильев А.В. Трудовой потенциал как элемент системы рыночных отношений: автореф. дис. … канд. экон. наук. Тамбов, 2006. 24 с. Глозман А.Б. Логика развития техники: имманентно техническое и деятельностное // Философия и общество. 2008. № 1. С. 139–153. Егоров В.Д. Трудовой потенциал: формирование и использование в условиях рыночной экономики: автореф. дис. … докт. экон. наук. М., 2004. 36 с. Короткова Т.Л. Мастер-класс «Место проект-менеджера в цифровой экономике» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 1 (17). С. 19–26. Лапшин В.А. Структурные компоненты человеческого капитала // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 1. С. 259–263. Лобашев В.Д., Антонова Р.Ф. Структурные элементы технологий профессионального обучения. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2019. 58 с. Лобашев В.Д., Лобашев И.В. Функции и процедуры процессов познания в профессиональном образовании. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2018. 120 с. Михайлова Н.А. Роль цены труда в процессе воспроизводства человеческого капитала: автореф. дис. … канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2000. 24 с. Опыт психологического измерения человеческого капитала: монография / И.С. Бурикова, М.А. Коновалова, М.А. Пушкина и др. СПб., 2009. URL: http: //gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251 (дата обращения: 16.12.2010). Основные аспекты исследования человеческого капитала в системе образования / В.Т. Ковалевич, И.А. Ковалевич, А.А. Машанов и др. // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 6. С. 315–320. Панюкова С.В., Гостин А.М., Авилкина С.В. Управление человеческим капиталом в условиях информационного общества // Статистика и Экономика. 2014. № 1. С. 183–186. Пришляк Е.А., Радько С.Г. Исследование факторов, влияющих на формирование человеческого капитала в Российской Федерации // Управленческие науки. 2018. № 8 (2). С. 94–105. Сахаровский С.Н. Институциональные факторы формирования человеческого потенциала // UDIES (Журнал институциональных исследований). 2012. Т. 4, № 2. С. 83–92. Талых А.А., Лобашев В.Д. Базовые методологические подходы к процессу непрерывного этнокультурно-технологического образования // Современное технологическое образование: материалы XXIV Международной научно-практической конференции. М.: МПГУ, 2018. С. 62–74.