23
Кузнецова Ирина Викторовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Формирование когнитивных умений обучающихся в условиях цифрового обучения
Кузнецова И.В. Формирование когнитивных умений обучающихся в условиях цифрового обучении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 161-165. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-161-165
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-161-165
УДК: 378:004.9
Дата приема статьи в публикацию: 10.02.2020
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования когнитивных умений обучающихся при обучении их математике в современном информационном обществе. Автор рассматривает технологии обучения и средства формирования у студентов когнитивных навыков, которые наилучшим образом способствуют достижению данной цели. Представлены методические аспекты применения в математическом образовании студентов обучения в сотрудничестве, проектного и проблемного обучения, а также сетевого обучения. В статье рассмотрены различные средства формирования когнитивных навыков, которые могут быть использованы преподавателем высшей школы. К ним относятся: совместная разработка учебного контента, выполнение учебных сетевых проектов, обучение в модели «перевернутый класс», на массовых открытых онлайн-курсах, в сетевых образовательных сообществах. Особое внимание уделяется вопросу организации учебной деятельности студентов в сетевом образовательном сообществе. Анализ преимуществ обучения в сетевом образовательном сообществе позволяет автору сделать вывод о целесообразности их использования в учебном процессе. Для организации сетевого обучения студентов и сотрудничества предлагается использовать одну из виртуальных образовательных сред – платформу Sakai, которая предоставляет большие возможности в конструировании собственной информационной среды поддержки образовательного процесса.
Ключевые слова: когнитивные умения, цифровизация обучения, математическое образование, технологии обучения, сетевое образовательное сообщество, проектное обучение, платформа Sakai.
Список литературы: Бодряков В.Ю. Когнитивно-деятельностный подход в обучении математике // Когнитивные исследования в образовании: сб. науч. статей VII Междунар. науч.-практ. конф.; под науч. ред. С.Л. Фоменко; под общ. ред. Н.Е. Поповой. 2019. С. 101–108. Гришко Е.Г. Технология сотрудничества как педагогическая стратегия активного обучения // Амурский научный вестник. 2016. № 1. С. 60–65. Диденко Г.А., Степанова О.А. Опыт реализации метода проектов в вузе средствами облачных технологий // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 187–191. Ермаков В.Г. Обучение математике как подготовка к жизни в цифровом обществе // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики ун-тов и пед. вузов (26–28 сентября 2019 г.). Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. С. 44–47. Кузнецова И.В. Информационные технологии как средство повышения качества профессионального образования студентов вуза // Человек и образование. 2008. № 4 (17). С. 58–63. Кузнецова И.В., Зыкова Т.В. Синергия сетевого взаимодействия студентов в процессе освоения математических знаний // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 95–102. Broadbent J., Poon W.L. Self-regulated learning strategies & academic achievement in online higher education learning environments: A systematic review. The Internet and Higher Education, 2015 (October), vol. 27, pp. 1–13. Júlia Santos, Amélia Simões Figueiredo, Margarida Vieira. Innovative pedagogical practices in higher education: An integrative literature review. Nurse Education Today, 2019 (January), vol. 72, pp. 12–17.
Информация об авторе: Кузнецова Ирина Викторовна, ORCID 0000-0002-1780-2953, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского г. Ярославль, Россия E-mail: gits70@mail.ru