17
Кузина Дарья Владимировна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Акимова Мария Олеговна
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева
Идентичность как предмет психологического исследования
Акимова М.О., Кузина Д.В. Идентичность как предмет психологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 122-126. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-122-126
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-122-126
УДК: 159.9
Дата приема статьи в публикацию: 31.03.2020
Аннотация: Статья посвящена анализу проблемы исследования идентичности личности с точки зрения психологического исследования. Показано, почему в современных условиях вопрос о самотождественности, самоидентичности и прочности представлений о себе становится все более актуальным. Разведены понятия идентичность, идентификация, самотождественность. Представлен анализ развития содержания понятия «идентичность» в психоаналитическом, социальном, когнитивно-ориентированном и других направлениях. Представлены две базовые функции идентичности – адаптивная и организующая. Выделены теоретические подходы, рассматривающие идентичность как объективную, как субъективную и объективно-субъективную характеристику при организации психологического исследования. Представлены виды и уровни идентичности, такие как: «эго-идентичность», «личностная идентичность», «социальная идентичность». Авторами отмечено, что большинство исследователей видели в идентичности динамическую структуру, которая содержит в себе потребности, способности, убеждения и собственный опыт человека. В качестве предмета исследования идентичность чаще всего рассматривают как внутреннюю систему социальных регуляторов, благодаря которой личность выстраивает собственные взаимосвязи с окружающей действительностью, соотносит себя с определенной социальной и профессиональной группой, формирует собственную систему личностных ценностей, идеалов, норм, требований, отношений к миру и к самой себе.
Ключевые слова: идентичность, идентификация, самотождественность, эго-идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность.
Список литературы: Беляева О.В. Динамика личностной идентичности в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 20 c. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. 335 с. Кончаловская М.М. Особенности становления личностной идентичности в дошкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 21 с. Мид Дж. Г. Избранное. Сборник переводов / сост. и пер. с англ. В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко. М.: ИНИОН РАН, 2009. 290 с. Труфанова Е.О. Человек в лабиринте идентичностей // Вопросы философии. 2010. № 2. С. 13–22. Фрейд З. Я и Оно. М.: Эксмо, 2015. 648 с. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 600 с. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с. Breakwell G.M. Integrations, paradigms, methodological implication, G.M. Breakwell, D.V. Center. Empirica approaches to socialrepresentation. Oxford, 1993, pp. 180–201. Mead G.H. Mind, Self and Society: from the standpoint of a Social Behaviorist. Chicago, University of Chicago Press, 1962. 350 p. Tajfel H. The social identity theory of intergroup behavior, H. Tajfel, J.C. Turner. Psychology of Intergroup Relations. Chicago, Nelson-Hall, 1986, pp. 7–24. Turner J.C. The experimental social psychology of intergroup behavior, J.C. Turner, H. Giles (Eds). Intergroup behavior. Oxford, 1984. 360 p.
Информация об авторе: Кузина Дарья Владимировна, кандидат педагогических наук, ФГБОУ ВО «Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск, Россия E-mail: dar603@yandex.ru
Информация о соавторе: Акимова Мария Олеговна, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», г. Красноярск, Россия E-mail: maria.o.a@mail.ru