20
Крылова Марина Александровна
Костромской государственный университет
Узкий/широкий диапазон эквавалентности и регуляция активности в трудных жизненных ситуациях
Крылова М.А. Узкий/широкий диапазон эквавалентности и регуляция активности в трудных жизненных ситуациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 141-146. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-141-146
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-141-146
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 28.02.2020
Аннотация: В статье представлены теоретические и эмпирические исследования когнитивно-стилевых характеристик личности и их связи с регуляцией активности (совладающее поведение, механизмы психологической защиты). Поднимается проблема ментальной репрезентации трудной жизненной ситуации. Говорится о том, что связующим звеном между когнитивно-стилевыми характеристиками личности и совладанием, защитными механизмами является оценка ситуации, ее ментальная репрезентация. Описываются результаты исследования узкого/широкого диапазона эквивалентности, оценки представителями разных когнитивных полюсов трудных жизненных ситуаций, взаимосвязи с совладанием и психологическими защитами. Выявлены значимые различия в регуляции активности личности в проблемной ситуации. Так, респонденты с широким диапазоном эквивалентности (n = 32) чаще прибегают к таким стратегиям совладающего поведения, как Бегство-Избегание, Дистанцирование и Конфронтативный копинг, в защитных механизмах предпочитают Замещение, Реактивные образования, Вытеснение. В оценках ситуации они реже дают такие характеристики: Хорошая, Полная, Яркая. Также статистически доказано наличие небольшого количество взаимосвязей в данной группе между оценкой ситуации и регуляцией активности. Делается вывод о том, что респонденты с узким диапазоном эквивалентности (n = 38) дают более разнообразную оценку трудной жизненной ситуации, что не всегда способствует быстрому решению проблемы.
Ключевые слова: когнитивно-стилевые характеристики личности, узкий/широкий диапазон эквивалентности, трудная жизненная ситуация, совладающее поведение, механизмы психологической защиты.
Список литературы: Алексапольский А.А. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 26 с. Вассерман Л.И., Ерышев О.Ф., Клубова Е.Б. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для психологов и врачей. СПб.: Изд-во: СПбНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 2005. 54 с. Волкова Е.В., Дудникова Т.А. Особенности проявления узкого/широкого диапазона эквивалентности в структуре индивидуальности в период ранней взрослости // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. Изд-во «Эйдос», 2016. С. 384–396. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 3-е изд., с изм. и доп. СПб.: Изд-во «Свет», 1997. 608 с. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр., доп. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова: Авантитул, 2010. Медведева И.А., Памфилова С.А. Изучение связи когнитивного стиля подростков с характеристиками их личности // Фундаментальные аспекты психологического здоровья. 2018. № 3. С. 37–39. Падун М.А., Загряжская Е.А., Гракова Г.С. Взаимосвязь когнитивного стиля «полезависимость – поленезависимость» и предпочитаемой копинг-стратегии // Психология способностей. Современное состояние и перспективы исследований: материалы науч. конф., посв. памяти В.Н. Дружинина, ИПРАН, 19–20 сент. 2005 г. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 216–219. Хазова С.А. Исследование влияния когнитивно-стилевых характеристик познавательной сферы на выбор стратегий совладания // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15, № 1. С. 199–204. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с. (Сер. «Мастера психологии»). Холодная М.А., Хазова С.А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения // Психологический журнал. 2017. № 5. С. 5–17.
Информация об авторе: Крылова Марина Александровна, ORCID 0000-0000-7532-0290, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия E-mail: marinakrilova82@gmail.com