21
Филатова Олеся Анатольевна
Тихоокеанский государственный университет
Аутентичность в структуре совладающего поведения педагога: эмпирическое исследование
Филатова О.А. Аутентичность в структуре совладающего поведения педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 147-153. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-147-153
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-147-153
УДК: 159.9:370
Дата приема статьи в публикацию: 14.04.2020
Аннотация: В статье обсуждается проблема переживания аутентичности при совладании с трудными ситуациями у педагогов, работающих в образовательных учреждениях. Автором представлены модель и критерии оценки аутентичности в структуре совладающего поведения педагога (ценностный, смысловой, рефлексивный, поведенческий, собственно аутентичный). Соответственно критериям исследования аутентичности подобраны методики ее оценки, представлены этапы эмпирического исследования. Установлены положительные корреляционные связи между проблемно-ориентированными стратегиями совладания со смысловыми и ценностными критериями аутентичности; отрицательные корреляции между эмоционально-ориентированным совладанием и ценностным, собственно аутентичным и рефлексивным критериями аутентичности; положительная корреляция эмоционального совладания с позицией симбиотического донора как компонента смыслового критерия аутентичности. Доказано, что стратегия самоконтроля тесно связана со смысловым (готовностью к принятию духовных ценностей) и собственно аутентичным критериями. Установлено, что в данной выборке педагогов копинг принятия ответственности тесно связан с собственно аутентичным (рост показателей данного копинга ведет к увеличению принятия внешнего воздействия) и рефлексивным (в сторону снижения рефлексии прошлого опыта) критериями аутентичности. Представленная дендрограмма (метод одиночных связей) позволила автору выделить и описать четыре типа педагогов с разными проявлениями аутентичности в структуре совладающего поведения (конформно-виктимные, автономные, расщеплено-невротичные, адаптивные). Выделенные типы педагогов отличаются структурой совладающего поведения, смысловыми уровнями и проявлениями аутентичности. Результаты работы могут быть использованы в практике школьного психолога с педагогическим коллективом.
Ключевые слова: совладающее поведение, аутентичность, педагог, критерии аутентичности, копинг-стратегии.
Список литературы: Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: состояние, проблемы и перспективы // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14, № 4. С. 147–153. Миронова М.Н. Очерк исследования смысловых структур личности педагога // Национальный психологический журнал. 2015. № 2 (18). С. 95–107. Филатова О.А. Воля и аутентичность: точки пересечения у педагога // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании: психологическое и социальное благополучие детей, подростков и молодежи: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 10–11 октября, РГПУ им. Герцена. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. Вып. 2. С. 216–224. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-26. Wood A., Linley A., Maltby J., Baliousis M., Joseph S. The Authentic Personality: A Theoretical and Empirical Conceptualization and the Development of the Authenticity Scale. Journal of Counseling Psychology, 2008, vol. 55, № 3, рр. 385–399. DOI: 10.1037/0022-0167.55.3.385
Информация об авторе: Филатова Олеся Анатольевна, ORCID 0000-0002-4948-3678, аспирант кафедры психологии, преподаватель кафедры психологии, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск, Россия E-mail: 0409800911@mail.ru