1
Данилова Лариса Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ледовская Татьяна Витальевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Солынин Никита Эдуардович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Ходырев Александр Михайлович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей
Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 5-12. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12
УДК: 159.9:004.9
Дата приема статьи в публикацию: 12.04.2020
Аннотация: В статье раскрываются основные походы к понятию «цифровизация» в отечественной и зарубежной литературе. Зарождение цифровизации приходится на 70-е годы XX века, а с 2013 года начинает протекать пятая стадия цифровизации, характеризуемая распространением цифровых бизнес-моделей на производство и принципы экономики. В образовательной сфере пятая стадия цифровизации характеризуется переносом моделей и технологий цифрового взаимодействия и производства услуг на организацию образовательных процессов, что ведет к переформатированию и обновлению образования. При этом существует проблема понимания сущности цифровизации и её трактовки. В соответствии со спецификой понимания цифровизации как таковой, к ее определению в образовательной сфере авторы считают применимыми два подхода: использование цифровых ресурсов в обучении и воспитании (технологическая интеграция, когда цифровизация призвана оптимизировать образовательную деятельность учреждения посредством цифровых технологий); цифровизация содержания и целей образования (включение цифровой грамотности в национальные образовательные стандарты; то есть здесь цель цифровизации – в обучении этим технологиям и формировании соответствующих компетенций у учащихся). Авторы статьи рассматривают цифровые процессы в образовании как необходимое явление для перехода к цифровой экономике и подготовки соответствующих кадров, как позитивные процессы, изменяющие организацию педагогических процессов и педагогического образования в соответствии с запросами времени.
Ключевые слова: ценности, цифровизация, цифровые ценности, цифровизация образования, педагогическое образование, цифровая трансформация, поколение Z.
Список литературы: Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. Гарнов А.П. Логистическая составляющая цифровой экономики услуг культуры // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 3. С. 17–28. Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко и др. М.: МедиаМир, 2017. 160 с. Кармазин Т. Ценности и ключевые компетенции в эпоху digital-социума // «Business Excellence». URL: https://ria-stk.ru/ds/adetail.php?ID=181143 (дата обращения: 10.02.2020). Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. 187 с. Лисаускене М.В. Молодые сибиряки: жизненные ценности и модели поведения «поколения Z» (опыт исследований молодежи Иркутской области в 1991, 2013, 2018 гг.) // Siberian Socium. 2019. Т. 3, № 1. С. 46–60. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113. Подстрахова А.В. Поколение «цифрового века»: жизненные ориентиры и образовательные ценности // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 11 (28). Т. 2. С. 564–567. Сергеева М.Г., Андрющенко И.С. Цифровизация профессионального образования: методический подход с позиции качества обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 231–235. Фомичёва Т.В., Катаева В.И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2. С. 80–84. Anger C., Plünnecke A., Schüler R. INSM-Bildungsmonitor 2018. Auszug der Studie zum Thema «Digitalisierung und Bildung». Studie im Auftrag der Initiative Neue Soziale Marktwirtschaft (INSM). Köln, Institut der deutschen Wirtschaft Köln, 2018, 46 s. Dräger J., Müller-Eiselt R. Die digitale Bildungsrevolution. Der radikale Wandel des Lernens und wie wir ihn gestalten können. München, Deutsche Verlags-Anstalt, 2015, 240 s. Hess T. Digitalisierung. Enzyklopädie der Wirtschaftsinformatik. OnlineLexikon, 2017. URL: https://www.enzyklopaedie-der-wirtschaftsinformatik.de/wi-enzyklopaedie/lexikon/technologien-methoden/Informatik--Grundlagen/digitalisierung/ (date access: 02.02.2020). Kerres M. E-Learning vs. Digitalisierung der Bildung: Neues Label oder neues Paradigma? Grundlagen der Weiterbildung – Praxixhilfen, 2016, № 7, s. 159–171. Leimeister J.M. Einführung in die Wirtschaftsinformatik. Berlin, Springer Gabler, 2015, s. 2. Negroponte N. Being Digital. N-Y., Knopf, 1995. Plugmann P. Innovationsumgebungen gestalten: Impulse für Start-ups und etablierte Unternehmen im globalen Wettbewerb. Springer-Verlag, 2018, 277 s. Teacher beliefs and technology integration practices: A critical relationship. P.A. Ertmer, A.T. Ottenbreit-Leftwich, O. Sadik and so on. Computers & Education, 2012, № 5 (2), pp. 423–435. Wachal R. Humanities and computers: A personal view. The North American Review, 1971, 256 (1), pp. 30–33.
Информация об авторе: Данилова Лариса Николаевна, ORCID 0000-0002-1272-401X, доктор педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия E-mail: yar-da.l@mail.ru
Информация о соавторе: Ледовская Татьяна Витальевна, ORCID 0000-0002-3134-1436, кандидат психологических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия E-mail: karmennnn@yandex.ru
Информация о соавторе: Солынин Никита Эдуардович, ORCID 0000-0001-6896-0479, кандидат психологических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия E-mail: SoNik7-39@yandex.ru
Информация о соавторе: Ходырев Александр Михайлович, ORCID 0000-0001-9871-9440, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия E-mail: a.khodyrev@yspu.org