28
Жезлова Светлана Александровна
Костромской государственный университет
Ермакова Любовь Алексеевна
Костромской государственный университет
Каплина Маргарита Михайловна
Костромской государственный университет
Взаимная диагностика обучающихся как эффективная практика деятельностного подхода в процессе преподавания иностранного языка в вузе
Жезлова С.А., Ермакова Л.А., Каплина М.М. Взаимная диагностика обучающихся как эффективная практика деятельностного подхода в процессе преподавания иностранного языка в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 182-186. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-182-186
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-182-186
УДК: 378:811.1
Дата приема статьи в публикацию: 17.12.2019
Аннотация: В последнее десятилетие темы педагогической диагностики, мониторинга, самоконтроля и самодиагностики находятся в центре внимания исследователей. Диагностическая компетенция рассматривается как важная составляющая современного профессионального стандарта для педагога. Статья посвящена актуальной проблеме современной педагогики и методики – развитию диагностического мышления у обучающихся. Проведен анализ взглядов российских и зарубежных исследователей на значение педагогической диагностики в образовательном процессе. В исследовании обосновывается идея о том, что организация педагогом познавательной деятельности предполагает трансформацию функции обучения и воспитания в функцию содействия образованию студента. По мнению исследователей, при формировании диагностической компетенции нужно соблюдать ряд рамочных условий и следовать определенным алгоритмам. Авторы статьи раскрывают содержание понятия взаимной диагностики обучающихся, характеризуют ее составляющие и перечисляют умения и навыки, формируемые в ходе образовательного процесса. В статье обобщается практический опыт и предлагается алгоритм работы с диагностическими картами на занятиях по иностранному языку, анализируется комплекс мероприятий для проверки навыков устной и письменной иноязычной речи. Авторы приходят к выводу об особой образовательной ценности взаимного диагностирования, подразумевающего не только фиксацию прогресса успеваемости, но и прогнозирование когнитивных проблем. Данную методику можно транслировать и на другие дисциплины образовательной программы.
Ключевые слова: оценка сформированности компетенций, развитие диагностического мышления, взаимная диагностика, диагностическая карта
Список литературы: Акатова Н.Г. Теория и практика систематической диагностики и мониторинга качества языковой подготовки студентов посредством компьютерного тестирования // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3 (33). С. 311–316. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22480316. Ковалевская Л.В. Педагогическая диагностика в процессе организации самостоятельной работ // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 5. Эканоміка. Сацыялогія. 2012. № 1. С. 119–123. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23563087. Рожков Н.Т. Педагогическая диагностика: понятие и функции // Наука–2020. 2015. № (1) 5. С. 34–46. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25684733. Чикнаверова К.Г. Мониторинг уровня сформированности самостоятельности студентов в процессе развития их иноязычной коммуникативной компетенции // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2. С. 76–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29041530. Beacco J.-C. L’approche par compétences dans l’enseignement des langues. Paris, Didier, 2007, 307 p. Diagnostiquer la maîtrise de compétences Le traitement de données par, S. Malaise, A. Dehon, M. Demeuse, C. Demierbe & A. Derobertmasure. Mons, Université de Mons, 2012, 123 p. Helmke A. Unterrichtsqualität und Lehrerprofessionalität – Diagnose, Evaluation und Verbesserung des Unterrichts. Seelze, Kallmeyer, 2015, 414 S. Weinert F.E. Lehren und Lernen für die Zukunft - Ansprüche an das Lernen in der Schule. Pädagogische Nachrichten Rheinland-Pfalz, 2000, № 2, S. 1–16.
Информация об авторе: Жезлова Светлана Александровна, ORCID 0000-0001-9354-6114, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: zhezlova11@gmail.com
Информация о соавторе: Ермакова Любовь Алексеевна, ORCID 0000-0002-9263-2747, кандидат филологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: s.eadem@mail.ru
Информация о соавторе: Каплина Маргарита Михайловна, ORCID 0000-0001-8895-0083, кандидат филологических наук, доцент, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail:kaplinamm@mail.ru